Мал да удал
Небольшие фонды легче переносят кризис
Экономическим фоном проведенного исследования стал финансово-экономический кризис. Как он отразился на деятельности благотворительных организаций сегодня, рассказывает корреспондент МБГ Наталья ПУРТОВА.
Финансово-экономический кризис в России еще не достиг своего апогея, а многие эксперты уже заговорили о том, что российская благотворительность находится едва ли не на стадии исчезновения. Первые озвученные цифры действительно говорят о том, что самое время бить тревогу: финансовые поступления в благотворительные фонды сократились, по крайней мере, в два раза. Между тем остались оптимисты, которые утверждают: если крупные фонды, сотрудничающие с финансовыми корпорациями, действительно терпят крах, более мелкие благотворители, не пренебрегающие пусть небольшими, но стабильными пожертвованиями частных лиц, по-прежнему останутся на плаву.
КОМУ ЩИ ПУСТЫЕ, КОМУ ЖЕМЧУГ МЕЛКИЙ
Конечно, необходимо признать, что львиная доля средств на благотворительные программы выделяется крупными корпорациями. По статистике некоммерческого партнерства "Форум доноров", 74% всех денег поступает в российские НКО от юридических лиц. И только 16% выделяют "частники".
Между тем, сейчас очень немногие представители бизнеса готовы публично признать, что вынуждены прекратить финансирование благотворительных программ. Чуть ли не все в один голос твердят, что, несмотря на кризис, замораживать программы не собираются.
Так в "Евросети" нам предложили лично убедиться в том, что во всех салонах и торговых точках по-прежнему можно купить сувениры, средства от продажи которых идут на добрые дела. В компании "Тройка Диалог" просто отказались подтвердить информацию о том, что крупный благотворительный проект, позволяющий выпускникам интернатов получать дополнительное образование, заморожен с сентября 2008 года. Осторожный оптимизм сохраняют и представители "Макдольдса" по утверждениям сотрудников компании, никакие общественные программы сворачиваться не будут.
Но при этом обнаружилась интересная тенденция руководители крупных финансовых организаций дружно потеряли желание говорить с журналистами о своих благотворительных проектах. Если еще совсем недавно они с удовольствием рассказывали перед телекамерами и диктофонами о своих заслугах на ниве добрых дел, то сейчас отделываются сухими фразамипресс-служб. Интересный комментарий дал на условиях анонимности один из руководителей московского банка.
- Только вчера я принял решение не увольнять пока тринадцать наших уборщиц, каждая из которых давно на пенсии и дополнительного заработка сейчас найти не сможет, сказал банкир. В этом, я считаю, мое милосердие и моя благотворительность. На сегодняшний момент я могу помочь только этим людям. По поводу всех остальных прошу пока не беспокоить.
"ЛЕГКОВЕСЫ" ПОПРЕЖНЕМУ В ФОРМЕ
В то время как крупные благотворительные организации переживают кризис в полной мере, маленькие и, казалось бы, не очень заметные фонды по-прежнему продолжают работу, и сворачивать ее не собираются. В этом заключается парадокс сегодняшней жизни.
На эту тему мы разговаривали с московским бизнесменом и меценатом Константином Кудряшовым. Назвать его бизнес крупным было бы сложно он содержит сеть продуктовых магазинов. С самого начала Константин принял решение, что его "фишкой" станут невысокие цены, которые и привлекают сюда в большей степени местных пенсионеров. В каждом магазинчике при входе висит плакат, где наглядно объясняется, что пакет молока, например, здесь стоит на несколько рублей меньше, чем у соседей. И предлагается пожертвовать сэкономленную сумму для лечения малышей, больных детским церебральным параличом. Именно эта болезнь своего рода проклятье для семьи Кудряшовых из-за нее инвалидом стал их сын.
- Семнадцать лет назад, когда он родился, ни о какой благотворительности вообще речи не было, говорит Кудряшов. Мы мыкались по убогим больницам и насмотрелись столько горя, что и пересказать трудно. Многим детям можно было бы помочь, но когда медицина нищая, и родители едва концы с концами сводят, речь шла только о том, чтобы хоть как-то выжить. Поэтому когда наладился бизнес, у нас с женой не было вопросов, кому помогать.
Этот человек категорически не доверяет различным общественным организациям, и управление благотворительностью взял в свои руки. Нашел сначала шесть очень нуждающихся семей и честно выплачивал им часть от прибыли. А потом возникла идея привлечь к этому делу своих покупателей. Так возникли ящик для сбора денег и наглядная агитация.
- Первые полгода вообще никто туда ничего не бросал, продолжает Константин, а потом мы сделали большую стенгазету, где рассказали о девочке, которую с нашей помощью удалось отправить в реабилитационный центр в Болгарию. Было очень много фотографий. И когда люди увидели реального ребенка, которому их небольшие деньги смогли бы помочь, они стали жертвовать. Каждый день во всех магазинах мы собирали по 20-30 тысяч рублей.
Бизнесмен утверждает, что финансовый кризис никак не отразился на его благотворительной деятельности. Пока еще люди не стали покупать меньше продуктов и экономить на хлебе и молоке, поэтому торговый оборот не уменьшился. Как и количество детей, получающих помощь от этого частного благотворительного фонда.
- Наше преимущество в том, что мы не зависим ни от какого доброго дяди, который даст нам денег, и который может в любой момент стать несостоятельным. Конечно, наша деятельность минимальна по сравнению с тем, что могут сделать крупные благотворительные фонды. Но наша помощь на редкость адресна, каждого ребенка я знаю лично, как и то, что ему необходимо. Даже если от кризиса пострадает мой бизнес, я всегда могу найти знакомых предпринимателей, которые могут выделить пусть небольшие суммы на нужды конкретных детей. Поэтому за благотворительную часть своего бизнеса я спокоен.
По пути маленьких, но действенных благотворительных проектов идут многие организации. Фонд "Линия жизни" уже восемь лет продает смешные красные клоунские носы. Стоимость этого сувенира по нынешним временам всего ничего 100 рублей. Но деньги, которые удается собрать благодаря этой незамысловатой акции, огромны. Их хватает, чтобы оплачивать дорогостоящее лечение детяминвалидам. По словам координатора фонда по связям с общественностью Татьяны Толкуновой, красные носы приносят фонду хороший доход только за пару месяцев удается собрать 5 миллионов рублей.
ПОМОГИ СЕБЕ САМ
По мнению многих экспертов, российская благотворительность значительно изменится в ближайшее время. Помимо того, что от грандиозных и масштабных акций она перейдет к куда более мелким видам, появятся абсолютно новые формы работы. Помочь тому, кто в этой помощи нуждается, дело немаловажное. Но еще важнее обеспечить инвалидам и старикам возможность самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Это понимали еще в советское время, когда одно только Общество слепых имело десятки предприятий. Но потом этот опыт был забыт. Такое направление благотворительности только в последнее время стало набирать обороты.
В Туле НКО "Березень" организовало целый дом быта, где инвалиды могут чинить обувь, стричь и шить, обеспечивая себе стабильный доход. В Рыбинске нуждающиеся занимаются производством войлочных изделий, а в Краснодаре возникла целая "Инва-Академия", где люди могут писать картины и иконы, делать поделки из стекла, зарабатывая на этом неплохие деньги и никак не завися от того, дадут ли им пожертвования частные организации.
Все это в условиях кризиса особенно важно рассчитывать людям теперь приходится только на себя.
Статьи рубрики "Территория благотворительности"
Все статьи номера