События, решения

Мал да удал

Небольшие фонды легче переносят кризис
Экономическим фоном проведенного исследования стал финансово-экономический кризис. Как он отразился на деятельности благотворительных организаций сегодня, рассказывает корреспондент МБГ Наталья ПУРТОВА.
Мал да удал
фото Надежды Тихомировой

Финансово-экономический кризис в России еще не достиг своего апогея, а многие эксперты уже заговорили о том, что российская благотворительность находится едва ли не на стадии исчезновения. Первые озвученные цифры действительно говорят о том, что самое время бить тревогу: финансовые поступления в благотворительные фонды сократились, по крайней мере, в два раза. Между тем остались оптимисты, которые утверждают: если крупные фонды, сотрудничающие с финансовыми корпорациями, действительно терпят крах, более мелкие благотворители, не пренебрегающие пусть небольшими, но стабильными пожертвованиями частных лиц, по-прежнему останутся на плаву.

КОМУ ЩИ ПУСТЫЕ, КОМУ ЖЕМЧУГ МЕЛКИЙ

Конечно, необходимо признать, что львиная доля средств на благотворительные программы выделяется крупными корпорациями. По статистике некоммерческого партнерства "Форум доноров", 74% всех денег поступает в российские НКО от юридических лиц. И только 16% выделяют "частники".

Между тем, сейчас очень немногие представители бизнеса готовы публично признать, что вынуждены прекратить финансирование благотворительных программ. Чуть ли не все в один голос твердят, что, несмотря на кризис, замораживать программы не собираются.

Так в "Евросети" нам предложили лично убедиться в том, что во всех салонах и торговых точках по-прежнему можно купить сувениры, средства от продажи которых идут на добрые дела. В компании "Тройка Диалог" просто отказались подтвердить информацию о том, что крупный благотворительный проект, позволяющий выпускникам интернатов получать дополнительное образование, заморожен с сентября 2008 года. Осторожный оптимизм сохраняют и представители "Макдольдса" – по утверждениям сотрудников компании, никакие общественные программы сворачиваться не будут.

Но при этом обнаружилась интересная тенденция – руководители крупных финансовых организаций дружно потеряли желание говорить с журналистами о своих благотворительных проектах. Если еще совсем недавно они с удовольствием рассказывали перед телекамерами и диктофонами о своих заслугах на ниве добрых дел, то сейчас отделываются сухими фразамипресс-служб. Интересный комментарий дал на условиях анонимности один из руководителей московского банка.

- Только вчера я принял решение не увольнять пока тринадцать наших уборщиц, каждая из которых давно на пенсии и дополнительного заработка сейчас найти не сможет, – сказал банкир. – В этом, я считаю, мое милосердие и моя благотворительность. На сегодняшний момент я могу помочь только этим людям. По поводу всех остальных прошу пока не беспокоить.

"ЛЕГКОВЕСЫ" ПОПРЕЖНЕМУ В ФОРМЕ

В то время как крупные благотворительные организации переживают кризис в полной мере, маленькие и, казалось бы, не очень заметные фонды по-прежнему продолжают работу, и сворачивать ее не собираются. В этом заключается парадокс сегодняшней жизни.

На эту тему мы разговаривали с московским бизнесменом и меценатом Константином Кудряшовым. Назвать его бизнес крупным было бы сложно – он содержит сеть продуктовых магазинов. С самого начала Константин принял решение, что его "фишкой" станут невысокие цены, которые и привлекают сюда в большей степени местных пенсионеров. В каждом магазинчике при входе висит плакат, где наглядно объясняется, что пакет молока, например, здесь стоит на несколько рублей меньше, чем у соседей. И предлагается пожертвовать сэкономленную сумму для лечения малышей, больных детским церебральным параличом. Именно эта болезнь – своего рода проклятье для семьи Кудряшовых – из-за нее инвалидом стал их сын.

- Семнадцать лет назад, когда он родился, ни о какой благотворительности вообще речи не было, – говорит Кудряшов. – Мы мыкались по убогим больницам и насмотрелись столько горя, что и пересказать трудно. Многим детям можно было бы помочь, но когда медицина нищая, и родители едва концы с концами сводят, речь шла только о том, чтобы хоть как-то выжить. Поэтому когда наладился бизнес, у нас с женой не было вопросов, кому помогать.

Этот человек категорически не доверяет различным общественным организациям, и управление благотворительностью взял в свои руки. Нашел сначала шесть очень нуждающихся семей и честно выплачивал им часть от прибыли. А потом возникла идея привлечь к этому делу своих покупателей. Так возникли ящик для сбора денег и наглядная агитация.

- Первые полгода вообще никто туда ничего не бросал, – продолжает Константин, – а потом мы сделали большую стенгазету, где рассказали о девочке, которую с нашей помощью удалось отправить в реабилитационный центр в Болгарию. Было очень много фотографий. И когда люди увидели реального ребенка, которому их небольшие деньги смогли бы помочь, они стали жертвовать. Каждый день во всех магазинах мы собирали по 20-30 тысяч рублей.

Бизнесмен утверждает, что финансовый кризис никак не отразился на его благотворительной деятельности. Пока еще люди не стали покупать меньше продуктов и экономить на хлебе и молоке, поэтому торговый оборот не уменьшился. Как и количество детей, получающих помощь от этого частного благотворительного фонда.

- Наше преимущество в том, что мы не зависим ни от какого доброго дяди, который даст нам денег, и который может в любой момент стать несостоятельным. Конечно, наша деятельность минимальна по сравнению с тем, что могут сделать крупные благотворительные фонды. Но наша помощь на редкость адресна, каждого ребенка я знаю лично, как и то, что ему необходимо. Даже если от кризиса пострадает мой бизнес, я всегда могу найти знакомых предпринимателей, которые могут выделить пусть небольшие суммы на нужды конкретных детей. Поэтому за благотворительную часть своего бизнеса я спокоен.

По пути маленьких, но действенных благотворительных проектов идут многие организации. Фонд "Линия жизни" уже восемь лет продает смешные красные клоунские носы. Стоимость этого сувенира по нынешним временам всего ничего – 100 рублей. Но деньги, которые удается собрать благодаря этой незамысловатой акции, огромны. Их хватает, чтобы оплачивать дорогостоящее лечение детяминвалидам. По словам координатора фонда по связям с общественностью Татьяны Толкуновой, красные носы приносят фонду хороший доход – только за пару месяцев удается собрать 5 миллионов рублей.

ПОМОГИ СЕБЕ САМ

По мнению многих экспертов, российская благотворительность значительно изменится в ближайшее время. Помимо того, что от грандиозных и масштабных акций она перейдет к куда более мелким видам, появятся абсолютно новые формы работы. Помочь тому, кто в этой помощи нуждается, – дело немаловажное. Но еще важнее обеспечить инвалидам и старикам возможность самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Это понимали еще в советское время, когда одно только Общество слепых имело десятки предприятий. Но потом этот опыт был забыт. Такое направление благотворительности только в последнее время стало набирать обороты.

В Туле НКО "Березень" организовало целый дом быта, где инвалиды могут чинить обувь, стричь и шить, обеспечивая себе стабильный доход. В Рыбинске нуждающиеся занимаются производством войлочных изделий, а в Краснодаре возникла целая "Инва-Академия", где люди могут писать картины и иконы, делать поделки из стекла, зарабатывая на этом неплохие деньги и никак не завися от того, дадут ли им пожертвования частные организации.

Все это в условиях кризиса особенно важно – рассчитывать людям теперь приходится только на себя.

Статьи рубрики "Территория благотворительности"

Все статьи номера

 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...