События, решения

Зураб ЦЕРЕТЕЛИ:

Долг, который заставляет платить совесть
Он первым из россиян принят в "Пантеон бессмертных" Академии изящных искусств Франции. Он известен всему миру как создатель блистательных мозаик и эмалей, излучающих свет витражей, грандиозных композиций из литого и чеканного металла, как выдающийся живописец с запоминающимся и ярким стилем станковых произведений. А еще Зураб Церетели – просто хороший, добрый, благородный человек, который никогда не отворачивал взгляда от нуждающихся в помощи.
Этот год у мастера юбилейный: в январе ему исполнилось семьдесят пять. "Московская благотворительная газета" желает ему крепкого здоровья, счастья. И чтобы он продолжал радовать нас замечательными работами.

- Зураб Константинович, первый вопрос традиционный: каким был для вас прошедший год?

- Очень плодотворным. Закончил "Полтавскую битву", большой монументальный ансамбль на историческую тему.

- Но год был еще и тяжелым, високосным, он принес нам и немало утрат...

- Это правда. Лично меня просто потрясла смерть патриарха Алексия II. Мы же были с ним дружны. А восстановление храма Христа Спасителя, над которым я работал, стало возможным только благодаря ему. Когда мы трудились под куполом на высоте 104 метра, патриарх по лесам поднимался посмотреть. Тогда не было лифтов, ничего не было. Алексий II производил на меня огромное впечатление. Я чувствовал, что я не один. У меня большая коллекция фотографий святейшего, которые я хочу показать на выставке в феврале. Вы, наверное, знаете, что еще при жизни Алексия я сделал его скульптурный портрет, который сейчас стоит во дворе музея на Петровке. Теперь хочу перенести эту статую к новому Центру искусства на Гоголевском бульваре. По-моему, мы должны неустанно напоминать о духовности новому поколению, это очень важно. Знаете, я с детства ношу на груди крестик, который повесила мне бабушка.

Мастер-класс для юных талантов

- Вы религиозны?

- Не скажу, чтобы очень. Во всяком случае, обрядность для меня значит не слишком много. Но я верующий человек, христианин.

- Более полувека назад вы окончили Тбилисскую академию художеств, ныне возглавляете Российскую академию художеств. Не сочтите за лесть, но вы живой классик. Но ни у кого не повернется язык сказать, что вы забронзовели: не боитесь экспериментировать в искусстве, создаете музеи и центры современного искусства, проводите экспериментальные выставки...

- Знаете, каждая эпоха рождает свое поколение и свои идеалы. Вы не представляете, сколько ошибок произошло, когда у нас в стране преследовали авангардистов! Их и в Сибирь ссылали, многих – в качестве наказания – на Кавказ отправляли. Но для нас, тогдашних студентов, это обернулось большой удачей: в Тбилисской академии преподавали уникальнейшие люди: Шухаев, Лансере, Шарлеман, Джапаридзе... Они поддерживали наши порывы к оригинальности, одновременно не давая нам отрываться от реальности, направляя наше экспериментаторство в нужное русло. Мы в нашей Академии сейчас пытаемся заниматься тем же.

- Российская академия художеств с момента своего основания выполняла много заказов государства – храмы, дворцы... Сейчас такие работы ведутся?

- Царская академия создавала храм Христа Спасителя 25 лет. Мы за 2,5 года воссоздали – от фонарей до фресок и бронзовых скульптур. Видите, как изменились темпы и уровень работ.

- Зураб Константинович, любого нормального человека в нашей стране очень тревожит та острота отношений между Россией и Грузией, которая обозначилась. А что вы думаете по поводу этого конфликта?

- Конечно, меня все это очень расстраивает. Но уже видно, что есть надежда на примирение. Совсем недавно в Москву приезжала грузинская делегация. Не политиканы, а люди искусства. Через Общественную палату РФ проводили встречи, общались. Так что диалог начался. Я уже сравнивал в других интервью этот конфликт с семейным: когда после большой любви муж и жена решают сделать паузу, разойтись, но обычно после этого они снова сходятся и возникают еще более горячие чувства. Вот так и Россия с Грузией – сейчас решили отойти друг от друга. Но контакты продолжаются.

- Какое из своих произведений вы считаете лучшим?

Памятник настоящему хозяину

- У тех, кто меня хорошо знает, такого вопроса не возникает. Я не зацикливаюсь на том, что сделал вчера. Просыпаюсь – новый день, новые идеи. Недавно в Болгарии была моя выставка, я посмотрел, какие работы туда отправляют организаторы, и сам удивился – забыл уже, что делал раньше. Я считаю себя ищущим художником. Значит, лучшее – впереди.

- Какие из проблем современности вас сейчас особенно волнуют?

- Вы уже знаете о памятнике против терроризма, который установили в Америке. В ЮНЕСКО одобрили мою скульптуру, посвященную борьбе со СПИДом. Но теперь меня больше вдохновляет история. И еще "вечные темы". Мечтаю поставить статую Христавысотой в 33 метра (столько было ему лет в земной жизни). Но в отличие от бразильской скульптуры мой Христос будет держать руки не раскинутыми, а обращенными к людям. Это для меня очень важная работа. И не только для меня – она важна для молодого поколения, для его духовного воспитания.

- Как Академия переживает кризис?

- Нам, художникам, кризис не страшен, так как мы испытываем его давно. В стране 50 тысяч художников. Вы думаете, они где-то всерьез работают? Медики работают, учителя работают. А художники выживают. Я специально делал свою персональную выставку в 30 губерниях – и, поверьте, не для собственной славы. Я общаюсь на местах, чтобы дали денег художникам. Чтобы смогли открыть отделения Академии в регионах. Ведь там многие художники копеечные пенсии получают. Я не могу на это равнодушно смотреть. Надо помогать.

- В вашей жизни очень много места занимает благотворительность...

- Вся ценность благих поступков потеряется, если ими хвалиться. Одно скажу: я считаю, что мы просто обязаны помогать тем, кто в нашей помощи нуждается. Безусловно, благотворительность – это долг, который отдает общество слабозащищенным своим членам: старикам, детям-сиротам, инвалидам... А если говорить о каждом из нас – вот как я сейчас говорю о себе, то это долг, который нас заставляет платить наша совесть.

ИЗ "ПОСЛУЖНОГО СПИСКА" БЛАГОТВОРИТЕЛЯ ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ

1979. Дар фонду по проведению специальных Олимпийских игр детей-инвалидов: монументальная композиция "Счастье детям всего мира" из 15 скульптур, символизирующих все континенты Земли, и мозаичный бассейн, установленные в Брокпорте, где проходили спортивные соревнования.

1979. Дар студенчеству университетского городка Брокпорт скульптурной композиции "Наука, образование – миру" (второе название "Прометей"), установленной перед зданием библиотеки университета.

1990. Дар ООН: монумент "Добро побеждает зло", символизирующий окончание холодной войны. Установлен перед зданием ООН в Нью-Йорке. 1992. Благотворительный аукцион помощи Фонду Баланчина.

1994. Церетели – один из инициаторов создания Международной общественной организации "Дети в сотрудничестве с ООН".

1998. Благотворительное пожертвование на воссоздание храма Христа Спасителя. Имя художника в числе других меценатов высечено на памятной плите храма.

Статьи рубрики "Звездный гость"

Все статьи номера

 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...