События, решения

Давши слово — держись

Отказ компании от благотворительности не хуже биржевых сводок говорит о состоянии бизнеса.

Отом, что многие бизнесмены, занимаясь благотворительной деятельностью, преследуют вполне определенные экономические интересы, говорить как-то не принято. Считается, что это "дурной тон в приличном обществе". Идеалисты так вообще встают на дыбы: дескать, милосердие и бизнес-расчет – что может быть несовместимее? Однако совместимо, да еще как.

Другое дело, что этот бизнес-расчет не имеет ничего общего, что называется, с голым шкурным интересом. Это органически присущее бизнесу стремление получить от того или иного предпринятого действия, в том числе действия в области филантропии, максимальный эффект. Максимальный, а значит – и для своего предприятия или компании.

Чаще всего, говоря об экономической отдаче, имеют в виду раскрутку бренда в позитивном контексте филантропии, то есть спонсоринг. В таких случаях предприятие или компания-донор либо оговаривают с благотворительным фондом или непосредственно с благополучателями обязательное освещение благотворительного акта в СМИ, либо же своими силами пиарят собственную "широту души". И оценивать это знаком "минус" было бы откровенным ханжеством.

Реклама вообще штука полезная, а пропаганда добрых дел – тем более. Это ведь тот пример, который может оказаться заразительным. В общем, имиджинтересы бизнеса – совсем не лишний "приводной ремень" в механизме благотворительности.

Но улучшение имиджа – это не весь экономический эффект от хождения бизнеса в филантропию. В свое время уральские социологи опросили руководителей местных предприятий, оказывает ли их благотворительная деятельность влияние на экономическую ситуацию. В качестве факторов, позитивно влияющих на состояние бизнеса, опрошенные назвали не только упрочение репутации, но и улучшение взаимоотношений с властями, партнерами, повышение эффективности маркетинговой стратегии и даже рост производительности труда.

Увы, сейчас, убоявшись кризиса, многие бизнесмены готовы отказаться даже от такой благотворительности, непосредственно завязанной на интерес собственного бизнеса. Давайте вспомним пословицу "Назвался груздем – полезай в кузов". Широко оповестив общественность о том, что компания занимается благотворительностью, с этого пути уже так просто не сойти. Когда-то купец, давший слово, не позволял себе нарушить его, зная, что от него все отвернутся. И нынешним предпринимателям следовало бы отдавать себе отчет в том, что, однажды решив позиционировать себя как донора, отказаться от этого без потерь нельзя.

В одной из американских церквей на стене в начале каждого года обновляется информация о корпоративных жертвователях: такая-то компания жертвует в этом году столько-то, такая-то – столько... Если по сравнению с прошлым годом некая компания вдруг снизила объемы пожертвований или даже прекратила их – это рассматривается как сигнал о близком ее банкротстве или как минимум о неважном положении дел. Говорят, такая информация сказывается на бизнесе компаний не меньше, чем биржевые сводки.

О чем речь? О стабильности благотворительной деятельности – даже в условиях кризиса.

Конечно, покарано говорить о столь же глубоком вхождении российского бизнеса в благотворительную сферу, как за рубежом, и тем более о жесткой связи благотворительной активности с деловой репутацией компаний. Но и у нас не случайно крупные корпоративные фонды переходят к долгосрочным благотворительным программам, делая свой бренд устойчивым знаком благотворительности. И прекрати, скажем, Фонд Владимира Потанина выдавать стипендии в подопечных вузах, это вполне может сказаться на акциях тех компаний и предприятий, которые обеспечивают устойчивость этого фонда.

Стоит ли при составлении бизнесплана на "год кризиса" экономить на благотворительности? Ведь именно в трудные времена и познается истинное качество бизнеса, его умение "выезжать" из ям. В том числе с помощью благотворительности. Бренд такой закалки обречен на долголетие.

НИКОЛАЙ КОЛЬЦОВ

Статьи рубрики "Главный акцент"

Все статьи номера

Оставить комментарий
В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.
 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...