События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: Товар сопутствующего спроса

Товар сопутствующего спроса

Какой тип благотворительности предпочтет российский бизнес в условиях кризиса?
С точки зрения типологии благотворительной деятельности можно назвать три основных типа благотворительности: альтруистская благотворительность, благотворительность как гражданская ответственность и патерналистская благотворительность. Интересно: а какой тип выберет российский бизнес в условиях нагрянувшего в Россию финансово-экономического кризиса?
Товар сопутствующего спроса

С точки зрения типологии благотворительной деятельности можно назвать три основных типа благотворительности: альтруистская благотворительность, благотворительность как гражданская ответственность и патерналистская благотворительность. Интересно: а какой тип выберет российский бизнес в условиях нагрянувшего в Россию финансово-экономического кризиса?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо для начала учесть, что для подавляющего большинства российских предприятий и компаний – государственных и коммерческих, больших и малых – благотворительность сегодня не входит в число приоритетов. Что, впрочем, вполне понятно: российский бизнес в историческом смысле еще молод, его становление еще не завершено, и, соответственно, не завершено формирование отношения бизнеса к своему месту и роли в системе социальной ответственности. В этой ситуации рассчитывать, что предпринимательские структуры отнесутся к благотворительности как к элементу реализуемой ими социальной политики, естественно, преждевременно. Для них пока главное – сам бизнес, его жизнеспособность, увеличение доходов. Благотворительность же в большинстве случаев остается "товаром сопутствующего спроса".

Собственно говоря, и сама социальная политика для большинства российских предприятий и компаний остается пока в основном инструментом служебного пользования, рассчитанным на стимулирование собственных работников. По данным Ассоциации менеджеров России, на развитие персонала российские компании расходуют до 60% своего социального бюджета, тогда как на внешнюю социальную политику – лишь около 25%.

Надо полагать, что финансово-экономический кризис, создавший массу проблем во всем мире и в России в частности, еще более изменит это соотношение. И скорее всего – в сторону "внутренних потребностей".

Но совершенно отмахнуться от весьма активно пропагандируемой в России (а порой и жестко рекомендуемой властями) социальной ответственности бизнеса предпринимательским структурам не удастся. Шутить с "вертикалью власти" им не с руки – это может негативно сказаться на состоянии бизнеса. Поэтому следует ожидать, что, укрепляя свой бизнес, предприниматели все же не забудут и о поддержке территорий своего "обитания", об участии в решении острых социальных проблем. В конце концов, если они не внесут свой вклад в уменьшение социальной напряженности, не ответят на ожидания ("делиться надо") со стороны общества, не сформируют позитивный имидж компании – о каких прибылях может идти речь? Другими словами, если иметь в виду три основных типа благотворительной деятельности, то российские бизнес-структуры в ближайшие годы, скорее всего, предпочтут четвертый – благотворительность как элемент маркетинговой политики. Что по большому счету не так уж и плохо.

ГЕОРГИЙ БЕРИДЗЕ

Статьи рубрики "Территория благотворительности"

Все статьи номера

 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...