События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: Отношение к благотворительным организациям

Отношение к благотворительным организациям

Социологические опросы показывают, что те граждане, которые, по их словам, имеют опыт участия в благотворительной деятельности, значительно чаще реализовывали его в индивидуальном порядке или в составе неформальных групп, чем через посредничество официальных некоммерческих организаций.

ЦИРКОН

Социологические опросы показывают, что те граждане, которые, по их словам, имеют опыт участия в благотворительной деятельности, значительно чаще реализовывали его в индивидуальном порядке или в составе неформальных групп, чем через посредничество официальных некоммерческих организаций. Аналогичная картина была зафиксирована и в Москве. Одной из причин такой ситуации является тот факт, что некоммерческие (и благотворительные в том числе) организации слабо присутствуют в информационном поле, а следовательно – и в массовом сознании. На вопрос "Знаете ли вы или что-то слышали об организациях, занимающихся благотворительной деятельностью в Москве?" только 18% москвичей ответили, что определенно знают о них или сталкивались с их деятельностью. Почти треть жителей столицы заявили, что ничего не знают о деятельности благотворительных организаций, и еще половина, по их словам, "что-то слышали". Наименьшую осведомленность проявили москвичи пенсионного возраста и представители менее образованных групп граждан (диаграмма 2).

Причем в опросе речь идет о так называемой декларируемой информированности, реальная же, как правило, ниже. По данным исследования, проведенного ЦИРКОН, более 80% москвичей не смогли вспомнить по названию ни одной организации, занимающейся благотворительной или общественной деятельностью. Тем не менее отношение жителей Москвы к деятельности благотворительных организаций позитивно: 82% респондентов считают ее положительной (диаграмма 3).

Однако большинство москвичей, как выяснилось, в большинстве своем не склонны сотрудничать с благотворительными организациями. Так, отвечая на вопрос о том, как бы они стали действовать, если бы возникло желание и возможность оказать кому-либо благотворительную помощь, три четверти респондентов заявили, что стали бы действовать самостоятельно, без посредников в лице профессиональных благотворительных организаций (диаграмма 4).

Исследование показало, что многие граждане просто испытывают к благотворительным организациям определенное недоверие, воспринимают как лишних посредников. Надо признать, что долгое время благотворительный сектор был одним из самых закрытых, непрозрачных и малопонятных для рядового российского наблюдателя. Естественно, что общественное мнение о благотворительных организациях остается в значительной мере несформированным и полным мифов, противоречий и т.п.

В рамках опроса москвичей им было предложено выразить свое согласие или, наоборот, несогласие с тремя суждениями, характеризующими деятельность благотворительных организаций (диаграмма 5).

Даже на основе анализа оценок трех суждений видно, что образ благотворительных организаций в восприятии жителей столицы весьма неоднозначен.

Любопытно, что материально необеспеченные москвичи чаще, чем благополучные с точки зрения финансового положения, поддерживали негативные суждения о благотворительных организациях. Это понятно: те, кто больше нуждается, более недоверчивы, более чувствительны к негативной информации о разного рода злоупотреблениях в организациях, призванных помогать таким, как они.

Вот, в частности, одно из типичных мнений: "Знаете, я, в принципе, положительно отношусь к слову "благотворительность" и к фондам. Но я иногда недопонимаю, за счет чего они финансируются, за счет кого они финансируются, какая структура в этих фондах? Я не понимаю. И я не всегда понимаю сферу их деятельности. Мы же не можем заниматься всем. Соответственно, масса направлений деятельности по благотворительности. Даже дворы нуждаются в помощи, не говоря уж о детях и стариках. И если бы эта информация была более доступна и ее было бы больше, естественно, отношение было бы более конкретное" (жен., 40 лет).

КОММЕНТАРИЙ МБГ

Вполне естественно, что отсутствие четкой и конкретной информации о структуре и деятельности благотворительных организаций и фондов, да еще отягощенное слухами и мифами, порождает недоверие. Бороться с этим можно только одним способом – обеспечивая открытость и доступность информации о деятельности благотворительных организаций, активной разъяснительной работой.

И в этой связи представляется крайне важным развеять сложившееся в сознании многих граждан представление о благотворительных организациях как о лишних посредниках между жертвующими и нуждающимися в помощи. Надо убеждать людей в том, что существует разница между важной и нужной "помощью в одиночку" и реализацией социально важных программ профессиональными операторами благотворительной сферы. Это, к сожалению, делается пока недостаточно активно. Отчасти потому, что благотворительным организациям нелегко пробиться на страницы массовой прессы, а отчасти потому, что сами благотворительные организации этим всерьез не занимаются.

Поэтому ничего удивительного в том, что большинство респондентов, принявших участие в исследовании, говорят о непонимании и относятся к благотворительным организациям едва ли не с большим недоверием, чем к коммерческим структурам, деятельность которых, очевидно, представляется им более понятной.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Елена Филиппенко, заместитель директора благотворительного фонда поддержки культуры, науки, образования и здравоохранения "Вольное Дело":

- Исходя из опыта работы, могу сказать, что в случае экстренных ситуаций прямые пожертвования могут быть вполне эффективны. Однако есть важные, но сложные благотворительные проекты, в которых физическое лицо не сможет поучаствовать напрямую, минуя НКО. Каждый должен заниматься своим делом. Ведь и автомобиль можно самому отремонтировать, но вот качественный ремонт сделают специалисты. Так и здесь. Если человек хочет, чтобы его деньги были использованы максимально эффективно, то следует обратиться к специалистам, которые знают, как эти деньги, аккумулированные под конкретный большой проект, будут лучше работать.

Хотелось бы, чтобы люди отдавали свои деньги профессионалам, которые смогут их эффективно использовать. Но пока многие действуют напрямую, поскольку им кажется, что у посредников эти деньги уменьшаются. Отчасти они правы, поскольку часть пожертвований идет на жизнеобеспечение НКО. Но зато остальные деньги сконцентрированы и могут эффективно работать над решением той или иной социальной проблемы. Есть и недоверие к фондам, возникшее в первые годы формирования сектора, причем не на пустом месте. Думаю, что при формировании благоприятного имиджа благотворительных фондов ситуация будет меняться в их пользу.

 

ЦИФРА

Около 50% россиян, по данным ВЦИОМ, не принимают участия в благотворительной деятельности

 

Статьи рубрики "Территория благотворительности"

Все статьи номера

Оставить комментарий
В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.
 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...