События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: НЕ СПЕШИТЕ вывешивать белый флаг

НЕ СПЕШИТЕ вывешивать белый флаг

Во времена кризиса так легко впасть в панику. Тем более легко, если речь идет о благотворительных организациях, вся деятельность которых построена на готовности бизнесменов, обычных граждан жертвовать им деньги, которые в кризисные времена даются особенно тяжело, а то и вовсе не даются. Но Владимир ЯКИМЕЦ — известный исследователь проблем гражданского общества, в том числе применительно к некоммерческим организациям благотворительной направленности, — убежден: не надо спешить вывешивать белый флаг. Кризис не смертелен, в нем можно не только выстоять, но и окрепнуть. Но нужно серьезно перестроиться, избавиться от всего лишнего, активнее искать уместные в стрессовой ситуации формы, методы и технологии работы.
НЕ СПЕШИТЕ вывешивать белый флаг
Якимец Владимир Николаевич

КАК МИНИМИЗИРОВАТЬ ПОТЕРИ

Прежде всего надо посмотреть на партнеров по благотворительности. Одни работают с целевыми группами по долгосрочным программам, другие, получив деньги, тратят их, мягко говоря, неэффективно. Последних очень много, я называю их присосавшимися. Поэтому мне кажется, первое, что должно сейчас происходить, – избавление от такого рода балласта.

Обязательное условие и просто оптимизация расходов НКО. Сюда же входит и ревизия разного рода конкурсных процедур. Нужно разобраться с фестивалями, балами, акциями – оценить рентабельность этих механизмов, посмотреть, насколько эффективно вложены средства, где просачиваются "леваки", и сделать отсечку.

Дальше. Навести порядок в самом благотворительном фонде с расходованием средств. Вообще-то эта процедура отнюдь не кризисная. Например, в США такой мониторинг носит регулярный характер. Там под контролем все параметры работы благотворительной организации. Обнаруживается неоправданно затратный режим, и тут же принимаются меры. Вплоть до сокращения персонала фонда. В России такую ревизию внутри фондов заставляет проводить кризис.

ПАРТНЕРСТВО – ВЫСШАЯ ФОРМА ФАНДРАЙЗИНГА

Поиск доноров в нынешних условиях должен строиться на новых технологиях. Если приходите к потенциальному благотворителю с протянутой рукой, он видит в вас очередного докучающего невнятными просьбами "ходока". Другой вариант. Вы входите в кабинет делового человека с партнерским проектом. Вы говорите: наше предложение направлено на такую-то целевую группу, она непосредственно или косвенно связана с вами, спрос с ее стороны на эту программу есть, готовы ли вы поучаствовать в такой программе на партнерских условиях?

Что такое партнерский проект? Это когда я говорю, что знаю, какой есть спрос, и у меня в связи с этим есть предложение, есть методы и технологии. Но у меня кое-чего не хватает, чтобы удовлетворить этот спрос. Вы можете войти со мной в партнерские отношения (не обязательно речь идет о денежной поддержке, это могут быть помещения, ноу-хау, оборудование и пр.). Это уже совсем другой уровень отношений.

У КАЖДОГО – СВОИ ПРОВАЛЫ

Никакой чиновник – по всей вертикали власти – никогда не доберется до ответа на вопрос, каким образом устранить провалы государства в отношении социально уязвимой категории населения. Добавим к этому нынешнюю нехватку бюджетных средств. Закрывать такие провалы в состоянии только гражданские организации. И коммерческие, и некоммерческие. Но законодательно такой подход к НКО пока оформлен в неполной мере. Более того, мне известно, что сейчас в Госдуму вносится законопроект, запрещающий некоммерческим организациям любую форму коммерческой деятельности. Но возможность зарабатывать самостоятельно какие-то средства малым и средним НКО, не отклоняясь от заявленной миссии, – обязательное условие для развития гражданского общества.

Кроме провалов государства существуют провалы рынка. Они очевидны. Да у нас и цивилизованного рынка как такового нет. У нас – базар. Супермонополизация, из-за чего цены растут, а качество товаров и услуг страдает.

Культура корпоративного управления в России не на самом высоком уровне. Например, вызывает удивление и состав совета директоров ряда ОАО, и то, как они работают. Так вот, при таком низком уровне культуры акционерных обществ и при таком высоком уровне монополизации трудно говорить о том, что рынок у нас работает нормально. Он работает в провальном режиме. И пузырь, который сегодня лопается, связан, помимо прочего, и с этим.

ЛИКБЕЗ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА

Есть и провалы третьего сектора. Первый из них в низкой квалификации работников благотворительной сферы. Бухгалтера – уже компетентны. Многие руководители организаций – также компетентны. А вот сотрудники, сидящие там внутри, маркетологи, пиарщики и те, кто считает, что они занимаются фандрайзингом, – в большинстве своем должны пройти переподготовку. Их профессионально в России по сути дела никто не готовит. Фандрайзинг еще есть, но обучение этому делу тоже фрагментарно. Есть школы, созданные самим некоммерческим сообществом. В некоторых вузах читают курс лекций, но не хватает преподавателей. Нужно вводить специализацию в вузах для подготовки дипломированных специалистов в этой области.

Еще один провал НКО я вижу в том, что большинство населения, проживающего в сфере деятельности организаций, слабо вовлекается в их работу. Чаще всего даже сервисные НКО имеют "свой" контингент благополучателей, нередко очень узкий в силу ряда причин. Есть потребность в создании новых инструментов по развитию и укреплению взаимодействия НКО и населения – своего рода "точек", куда люди могут обратиться за советом, консультацией, а затем, получив позитивный опыт, присоединиться к работе НКО. Один такой инструмент в формате общественной приемной по взаимодействию населения с властью начал работать в этом году в Москве на базе Общественного движения "Свобода, солидарность, справедливость".

МЕЖСЕКТОРНЫЙ ТРИУМВИРАТ

Поскольку провалы государства, рынка и НКО системные, в условиях кризиса они обостряются. Устранить их можно только при сложении усилий, и механизмы межсекторного социального партнерства уже появляются. Первый тип – конкурсный. На региональном уровне, например, существуют муниципальный социальный заказ, муниципальный социальный грант, грант для некоммерческих организаций и т.д. Второй – это то, что я называю "социально-технологической конструкцией для взаимодействия", когда неправительственная организация возрождает технологию, которой обладали и которую активно использовали наши предки, берет ее с Запада или придумывает сама. Третий – это организационные структуры для взаимодействия, которые тоже есть на региональных уровнях. Власти начинают создавать, иногда в форме муниципальных учреждений, юридические лица, которым передают часть полномочий разных своих департаментов. Эти структуры занимаются выявлением, поддержкой, обучением, юридическим оформлением и организацией работы некоммерческих независимых инициатив. Четвертый тип – процедурный. Это общественные палаты, губернские собрания, комитеты граждан. Частью они юридически не оформлены, но процедуры взаимодействия с ними прописаны. Наконец, последний тип механизмов, которые в России вводятся пока с большим трудом. Я их называю "комплексные комбинированные механизмы взаимодействия. Сюда относятся фонды по развитию местного сообщества. Таких региональных фондов в России в настоящее время создано около двадцати. Для такой страны, как Россия, – мало.

Но уверен, что развитие всех названных механизмов взаимодействия власти, бизнеса и НКО подхлестнут непростые условия выживания, в которых мы все оказались благодаря экономическим трудностям.

Записал ВЛАДИМИР ЕРМОЛИН

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Якимец Владимир Николаевич

Родился в 1945 году. В 1968 году окончил с отличием факультет автоматики и вычислительной техники Московского института инженеров транспорта. Доктор социологических наук, кандидат технических наук, главный научный сотрудник Института системного анализа АН РФ, профессор Государственного университета управления и МТФИ. Создатель нового научно-практического направления – межсекторное социальное партнерство.

Статьи рубрики "Кризис и благотворительность"

Все статьи номера

Оставить комментарий
В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.

Общественники.ru[ 01.09.2010 15:54:22 ]
"Общественники.ru" – это социальная сеть, первый инновационный портал реального гражданского партнерства. Мы объединяем людей идентифицирующих себя как общественники, которые стремятся реализовать себя в общественно полезной сфере. Портал гражданского партнерства "Общественники.ru" дает возможность установить деловые связи в интересах общества, развить социальное партнерство: Бизнесу – приобрести надежных партнеров среди некоммерческих организаций производящих профессиональные услуги. Гос органам – доступ к базе данных некоммерческих организаций, моментального поиска по своему региону, социальному направлению. Волонтерам – возможность автоматизировано получать приглашения социально значимой работы от некоммерческих организаций. Некоммерческим организациям – объединяться в сети по заинтересованной тематике, находить партнеров, привлекать волонтеров к работе, взаимодействовать с гос органами, развивать международные связи.

 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...