События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: Корпус БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ

Корпус БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ

Новая Россия вспоминает добрый опыт прошлого
Благородным девицам, обучавшимся в дореволюционных женских институтах, было достаточно выглядеть опрятными, грациозно танцевать, уметь вести домашнее хозяйство и иметь в меру глубокие познания в тех предметах, которые сейчас называют общеобразовательными. Собственно, такими в тогдашнем обществе и представляли образцовых дворянских жен.
Самое молодое специализированное женское учебное заведение России – Пансион воспитанниц Минобороны РФ – растит благородных девиц совсем иного толка.
Корпус БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ
Тамара Фральцова, Кира Пластинина и воспитанницы пансиона

Идея возродить элитное учебное заведение для девушек новой России, создав Пансион воспитанниц, принадлежит министру обороны РФ Анатолию Сердюкову. Отбор первых воспитанниц осуществляли советники министра обороны Екатерина Приезжева и Тамара Фральцова, последняя и возглавила пансион.

Разумеется, это заведение нельзя считать благотворительным. Но то, что Минобороны реализует крупный социальный проект, призванный помочь семьям военнослужащих, – бесспорно. В начале сентября прошлого года, когда пансион принял первых воспитанниц, заместитель министра обороны генерал армии Николай Панков сообщил, что пансион создан в рамках реализации "Стратегии социального развития Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 г." и его создание в военном ведомстве рассматривают как составную часть социальной поддержки военнослужащих.

- В этом плане пансион является преференцией для семей военнослужащих. Мы ориентируем это учебное заведение главным образом на семьи военнослужащих, и прежде всего те, которые потеряли кормильца. Главная задача заключается в том, чтобы дать очень хорошее образование и воспитание девочкам.

Территория, которую занимает пансион, с 1935 по 2008 год принадлежала военно-дирижерскому факультету Московской консерватории. В 2008 году в 7-9-е классы впервые набрали 180 девочек из разных регионов России. Воспитанницами нового кадетского учебного заведения стали дочери военнослужащих, проходящих военную службу в отдаленных военных гарнизонах, дети из неполных и многодетных семей, а также дочери погибших военнослужащих и участников боевых действий, награжденных государственными наградами.

Как подчеркнула руководитель пансиона Тамара Фральцова, учебная программа пансиона, созданного в первую очередь как кадетское учебное заведение, направлена на обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития воспитанниц. Здесь они получают среднее общее образование, готовятся к поступлению в вузы, получают начальные знания и навыки, необходимые для выбора профессии, а также дополнительное музыкальное, художественно-эстетическое и спортивное образование.

Во время обучения девочкам предстоит изучать русский язык и литературу, математику, основы информатики и вычислительной техники, историю и обществознание, правоведение и географию, физику, химию, биологию, физическую культуру, технологию, иностранные языки, мировую художественную культуру, искусство, музыку, танцы, живопись, оригами, актерское мастерство, фигурное катание, конный спорт, музыку и многое другое.

С ноября 2008 года в пансионе действуют "Школа стиля", "Школа этикета" и "Школа журналистики". "Школой стиля" руководит юная, но уже известная модельер Кира Пластинина. Идея открыть "Школу стиля" появилась у руководства пансиона после того, как Кира разработала форму для пансионерок из восьмых классов. В "Школе журналистики" уроки фотографии проводит классик отечественной пикториальной фотографии Владимир Клавихо-Телепнев.

По словам Тамары Фральцовой, дети находятся на полном государственном обеспечении.

Немаловажным элементом воспитательного процесса стал конкурс "Самая аккуратная воспитанница пансиона". По условиям этого конкурса, который проходит с самого начала учебного года, самую аккуратную воспитанницу выбирают ежедневно на утренней линейке перед началом занятий.

Кадетское образование в России с каждым годом становится все более популярным. То, что в 2008 году во многие высшие военные учебные заведения впервые начали принимать женщин, открывает перед учащимися Пансиона воспитанниц Минобороны РФ обширные перспективы. В планах военного ведомства – создание подобных заведений и в регионах. И как знать, возможно, когданибудь выпускницами этих пансионов Россия будет гордиться не меньше, чем выпускниками суворовских и нахимовского училищ.

НАДЕЖДА ТИХОМИРОВА

 

Императрица Екатерина II в 1764 году учредила в Санкт-Петербурге "Воспитательное общество благородных девиц" с целью, как говорилось в указе императрицы, "дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества". Позднее общество получило название, под которым и вошло в историю, – Смольный институт благородных девиц.

Проект нового учебного заведения, подобного которому еще не было нигде, помог разработать Иван Иванович Бецкой. Это был крупнейший деятель второй половины XVIII века в области просвещения, президент Российской академии художеств, "отец" многих социальных и благотворительных проектов того времени (в частности, именно им до мельчайших подробностей была разработана идея создания Воспитательного дома в Москве).

Смольный институт стал закрытым учебным заведением для девушек из дворянских семей. На учебу принимались девочки в шестилетнем возрасте и содержались в институте до восемнадцатилетия. Предполагалось, что, полностью изолированные от влияния среды, семьи, улицы, они станут женщинами, свободными от пороков, и воспитают детей такими же.

Обучение и воспитание в Смольном велось по возрастным группам. Девочек учили чтению, правописанию, языкам, основам математики, физики, химии. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.

Смольный институт был любимым детищем императрицы. Через несколько лет после его основания она написала Вольтеру, с которым состояла в дружбе: "Мы очень далеки от мысли образовать из них монашек; мы воспитываем их так, чтобы они могли украсить семейства, в которые вступят, мы не хотим их сделать ни жеманными, ни кокетками, но любезными и способными воспитать своих собственных детей и иметь попечение о своем доме".

В начале XIX века Смольный, который располагался в помещениях, построенных для Смольного монастыря, переехал в специально построенное для него здание. На первом этаже по сторонам коридора располагались классные, а на втором – жилые комнаты. В институте был большой парадный зал с оригинальными люстрами. Со стороны главногоподъезда к зданию устроили большую площадь, а с противоположной стороны заложили регулярный сад.

Смольный институт благородных девиц стал одним из самых долговечных начинаний Екатерины II: он просуществовал до 1917 года.

Статьи рубрики "Женский день"

Все статьи номера

 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...