События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: Все дороги ведут В ИНТЕРНЕТ

Все дороги ведут В ИНТЕРНЕТ

Так считают участники дискуссии о роли СМИ в благотворительности
Один из трех круглых столов на конференции, проведенной 2 марта газетой "Ведомости", назывался так: "Новые роли медиа: как СМИ продвигают благотворительность. Актуальные подходы к подаче благотворительной темы, борьба за социальную рекламу и другие современные практики".
Все дороги ведут В ИНТЕРНЕТ

ПОВОД ДЛЯ ПИАРА VIP-ПЕРСОН

Встоль многопланово обозначенной теме организаторы, видимо, попытались сразу же выразить весь клубок накопившихся проблем в сфере медийного обеспечения благотворительной деятельности. Впрочем, ведущая дискуссионного клуба директор Агентства социальной информации (АСИ) Елена Тополева еще и добавила к перечисленному: "Хотелось бы также затронуть такую тему: СМИ как субъект благотворительности". И призвала приглашенных журналистов, пиарщиков, представителей НКО делать в этом направлении свои прогнозы.

Запев для оптимистичных "предсказаний" тотчас задала другая сотрудница АСИ – руководитель проектов Елена Темичева. Ссылаясь на результаты нескольких профильных мониторингов, она отметила количественный и качественный рост публикаций о благотворительности. Но едва Елена задалась вопросом: "Как пишут сейчас?" – она сразу же была вынуждена констатировать, что пишут в основном о каких-то ярких благотворительных акциях. Причем внимание СМИ притягивают прежде всего VIP-персоны, представители государственной власти, которые присутствуют на этих мероприятиях, а собственно благотворительные организации подчас не упоминаются вовсе. У читательской аудитории создается впечатление, что затеяли проводимые акции именно известные персоны. На наших глазах происходит явная и неоправданная персонификация благотворительной деятельности с VIP-персонами. Сейчас огромное количество публичных фигур из совершенно разных сфер – и политической, и шоу-бизнеса, и вообще культуры – громко входят в благотворительность именно таким образом. Информацию о них тиражируют СМИ. Все, например, знают о ярких акциях фонда "Линия жизни". Но даже эти акции большинство СМИ используют, в сущности, лишь как повод поговорить о деятельности какого-то известного лица.

ЖИЗНЬ БОГАЧЕ ПРЕСС-РЕЛИЗОВ

В противовес "лицеприятной" тенденции в освещении благотворительности можно положить разве что рост публикаций о социальном добровольчестве. Наблюдается явный взлет интереса СМИ к этой тематике. И что важно, пресса стремится не просто отражать дела добровольцев, а глубоко анализировать данное явление, рассматривать его с проблемных точек зрения. Как образец по-настоящему творческого, неординарного подхода к освещению темы добровольчества несколько участников дискуссии назвали одну и ту же публикацию – статью Григория Тарасевича, Жанны Москвиной и Анны Рубан "Почему люди работают бесплатно" в журнале "Русский репортер" (№ 29 за 2008 год).

Вспомнила о ней и доцент, заместитель заведующего кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ Татьяна Фролова. В отличие от "РР", другие российские СМИ, рассказывающие о благотворительности, демонстрируют схожие недостатки. А именно: неполноту освещения тематики, когда остаются попросту незамеченными многие действительно важные проблемы "третьего сектора"; отсутствие поиска новых форматов в подаче материалов об этой специфичной и очень чувствительной сфере деятельности; несоответствие тона публикаций их содержанию, поскольку "о добродетели почему-то принято писать и рассказывать пугающе тоскливо".

В значительной мере такие противоречия порождены устоявшимся отношением журналистов к источникам информации.

- Если мы знаем ньюсмейкеров, если мы знаем пресс-службы и т.д. – это правильная, современная форма информационной поддержки журналистов, – говорила Татьяна Фролова. – Но все же основная сфера поиска информации – это живая жизнь, не структурированная информационная среда.

СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ

- Вы можете себе представить, что и в каком формате напишет о благотворительности газета "Жизнь"? – возразил доценту управляющий директор газеты "Ведомости" Глеб Прозоров. – Нам это надо? По-моему, нет. Не пишут, и слава богу!

По мнению Прозорова, искать какието новые форматы освещения благотворительной деятельности бессмысленно. Их заведомо предопределяет ответ на простой вопрос: является ли то или иное СМИ коммерческим проектом? Если да, то это задает соответствующий формат и стилистику публикаций. Прозоров признал, что благотворительность интересует "Ведомости" исключительно как часть корпоративной культуры. "А что касается "Русского репортера" и предложенного ими формата публикации, то они ведь очень далеки от того, что можно называть коммерческим проектом", – подытожил управляющий директор.

- Почему бы тогда не начать выпуск общего для НКО федерального журнала, который будет целиком специализироваться на проблемах благотворительности? – предложил кто-то из приглашенных журналистов.

- А как вы думаете, каким тиражом он мог бы выходить?

- Ну, я не знаю…

Зал взорвался дружным хохотом.

- Очень долго еще реализовать эту идею не будет возможным в связи с нынешней экономической ситуацией, – заметил Прозоров. – К сожалению, в сложившихся условиях подобные проекты, тем более на федеральном уровне, возможны лишь как государственные.

- Не говоря уже о том, что такой журнал как раз и будет "пугающе тоскливым", – добавила вторая ведущая круглого стола, обозреватель радио "Свобода" Анна Качкаева.

ВСЕ – В СЕТЬ!

И тем не менее позитив прозвучал в прогнозах участников дискуссии. Оптимистами их сделал… Интернет.

- На мой взгляд, Интернет сегодня является одним из самых интересных и быстро растущих медийных каналов, который уделяет большое внимание теме благотворительности, – сказала Елена Тополева. – В нем совмещаются вовлеченность и освещение благотворительной деятельности. И в таком случае освещение получается гораздо более живым. Хотя если посмотреть, какой процент у нас людей пользуется Интернетом и доверяет ему, то пока это очень незначительная цифра.

Пришлось напомнить Елене, что к середине 2008 года социологи фонда "Общественное мнение" насчитали в России около 33 млн пользователей Всемирной паутины. А по прогнозу Министерства информационных технологий и связи РФ, к началу текущего года количество активных пользователей должно было достигнуть 46 млн, что превратило бы в обитателей Рунета практически каждую (в среднем) семью нашей страны. Правда, подтверждение этого прогноза пока не состоялось. То ли не подсчитали пока, то ли кризис сильно скорректировал развитие Сети… Но какие все-таки перспективы открывают темпы ее развития! В том числе и для стартовавшего в канун нового, 2009 года, когда кризис уже грянул, в Интернете единого информационного ресурса московской благотворительности Мосблаго.ру (www.mosblago.ru).

- Я думаю, за этим будущее, – согласилась Тополева. – Интернет-издания могут поднять тему благотворительности на новый уровень.

- Мы как раз накануне кризиса говорили, что преодолели, наконец, некую планку, и благотворительность потекла своими идеями в средний класс, – констатировала другая представительница АСИ Елена Темичева. – В основном это произошло за счет самоорганизующихся сообществ в Интернете и большого количества различного рода социальных сетей. У нас был семинар по блогам, где приводилась статистика: сколько существует сообществ по благотворительности в таких сетях, как "Одноклассники", "Контакт" и т.д. Сотни, а гдето и тысячи!

Что ж, один из путей развития – сетевой – благотворительное сообщество определило. Время покажет, сумеет ли оно пройти этот путь.

ОЛЕГ ВЛАДЫКИН,
главный редактор единого информационного
ресурса московской благотворительности
Мосблаго.ру, участник конференции

Статьи рубрики "Гражданское общество: нулевой цикл"

Все статьи номера

Оставить комментарий
В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.

Юрий Гладкевич, шеф-редактор газеты[ 17.04.2009 17:51:37 ]
Подписка на "Московскую благотворительную газету" осуществляется Издательским домом "Триалог". Банковские реквизиты для перечисления денег: ООО "Издательский дом "Триалог" ИНН 7743587102 КПП 774301001 Расчетный счет 40702810406000660443 в АКБ "РосЕвроБанк" (ОАО) кор.счет 30101810800000000777 БИК 044585777 Назначение платежа: "Подписка на "Московскую благотворительную газету" на 2009 год". Стоимость подписки на один месяц составляет 82 руб. 60 коп.

Степан[ 11.04.2009 22:28:11 ]
А действительно, где можно в живую увидеть газету? Как она распространяется? Мне, например, намного удобнее читать газету "в живую", на бумаге. Это по-моему относится ко всем, кто вырос во времена "великого и могучего"...

dolmenit[ 11.04.2009 20:18:22 ]
А где можно подписаться на вашу газету? На сайте я не нашел как это можно сделать.

Yuri[ 06.04.2009 14:41:48 ]
Вы правы, если относиться к газете, как к чтиву ("бойкие и раскрученные"). Но газета еще и инструмент, с которым благотворительному сектору будет легче развиваться. А "благостный мармелад" здесь совершенно не при чем...

Подгорнов[ 04.04.2009 01:39:45 ]
Она может и нужна "благотворительному сектору", а кто ее еще читать-то будет. С интернетом все понятно, зашел из любопытства на сайт, чегота почитал из любопытства, а газету просто из любопытства покупать в киоске не будешь. Известные, раскрученные и бойкие газеты закрываются, а вы пытаетесь тут всякий благостный мармелад всучивать. Кому это надо?:)

Yuri[ 03.04.2009 13:12:08 ]
Сейчас – настоящее, уважаемый Подгорнов. И неужто Вы и впрямь считаете, что газета благотворительному сектору не нужна?

Подгорнов[ 03.04.2009 01:07:03 ]
А зачем же вы начали выпускать благотворительную газету, если сами видите, что будущее за интернет-изданиями? Вам наверное некуда деньги девать, которые вы собираете с пожертвователей.

 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...