События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: Мы не наблюдаем. Мы — участвуем

Мы не наблюдаем. Мы — участвуем

На свет появилась новая газета — "Московская благотворительная". А газеты, как правило, по неосторожности не рождаются. Если уж они зашелестели страницами, значит, это кому-нибудь нужно. Кому нужна "Московская благотворительная газета"?..
Мы не наблюдаем. Мы — участвуем

Самое очевидное и простое: учредителю. Но если бы все почти 50 тысяч издающихся в России газет нужны были лишь их учредителям, они бы не только не печатались многомиллионным совокупным тиражом, а, пожалуй, вообще не увидели бы свет.

Газета – это практически всегда реакция на какую-либо значимую потребность общества. "Московская благотворительная газета", с точки зрения ее учредителя и редакции, и есть ответ на давно существующую, но до сих пор очень слабо реализованную потребность в таком средстве массовой информации.

В дореволюционной России выходили десятки газет и журналов благотворительной направленности. Сейчас – всего лишь три-четыре, причем действительно массовых среди них нет. И это при том, что благотворительная сфера стремительно развивается: объемы пожертвований год от года увеличиваются и достигают уже многих десятков миллиардов рублей, растет количество благотворительных организаций, все большее число граждан и компаний принимают участие в благотворительной деятельности. "По всему по этому…" (вспомним Маяковского) и должно было появиться издание, которое, с одной стороны, символизировало бы собой определенный уровень развития благотворительного сообщества, благотворительности в стране в целом, а с другой – способствовало их дальнейшему развитию. Надеемся, что именно это и происходит сейчас.

Мы задумали и хотим издавать "Московскую благотворительную газету" не просто как средство массовой информации. Мы видим в ней активного игрока на благотворительном поле, деятельного участника благотворительного процесса. Мы будем не только фиксировать и отражать факты, события и процессы, происходящие в благотворительной сфере, но и – при необходимости и возможности – влиять на благотворительную и околоблаго творительную действительность, содействовать всему, что способствует ее развитию, и противодействовать всему, что мешает.

Мы будем инициировать и реализовывать собственные, под флагом газеты, благотворительные проекты и программы – чтобы максимально использовать информационный и организационный потенциалы издания. Осуществлять совместные с кем-либо замыслы и поддерживать реализацию совсем уж "чужих", но интересных и полезных благотворительных идей, проектов и преобразований в области благотворительности.

Мы хотим быть полезными прежде всего тем, кому необходима благотворительная помощь. А также тем, кто эту помощь хочет и может оказать. Отсюда и девиз газеты: "Для тех, кто нуждается. Для тех, в ком нуждаются". В течение жизни газеты в ней может измениться что угодно – объем, формат, тираж, состав редакции, круг авторов, но этот девиз не должен изменяться ни при каких обстоятельствах. Ибо в нем – смысл существования нашей газеты.

Мы будем исходить из того, что благотворительность – не просто факт нашей жизни, но и важнейший ее фактор, во многом определяющий социальную стабильность в обществе. Благотворительность – это своего рода социальный "Вестерн Юнион", обеспечивающий экспресс-доставку денег, иной материальной и нематериальной помощи от имущих к неимущим, от имеющих – к не имеющим. Нет более простого и эффективного способа перераспределения благ между обеспеченными и богатыми с одной стороны и бедными – с другой.

И потому все наши слова и действия будут направлены на то, чтобы благотворительность стала одной из главных норм жизни общественной и жизни каждого человека. А чтобы стало именно так, нужно решить множество задач и проблем. Основные из них хорошо известны.

Роль государства в развитии благотворительности… Тема из тем. Формально, юридически власть не является участником благотворительной деятельности. Но это не более чем легкое лукавство, поскольку де-факто она все еще является основным участником благотворительного процесса. Именно власть определяет "правила игры" в благотворительной сфере, именно о наличии государственной поддержки в первую очередь спрашивает бизнес у некоммерческих организаций, обращающихся к нему за помощью. А потому и ответственность власти за положение вещей в благотворительной сфере "велика есть". Нужны такие законы и другие нормативные правовые акты как на федеральном, так и на региональных уровнях, которые бы активнее стимулировали милосердное начало в человеке и обществе в целом, побуждали благотворительные организации (будем пока пользоваться этим термином, хотя он уже и не представляется адекватным сегодняшним реалиям) к более активному поиску внебюджетных денежных средств, а не к банальному, пусть и тоже нужному, освоению получаемых от государства грантов и субсидий.

Все ускорения благотворительного процесса, инициируемые федеральными и региональными властями, станут не только отражаться "Московской благотворительной газетой", но и поддерживаться ею, усиливаться. Причем в этом смысле благотворительность не будет иметь для нас никакого административнотерриториального деления. Да, мы – "Московская благотворительная газета". Да, мы считаем комплекс мер в поддержку благотворительности, осуществляемый в столице, наиболее продуманным и полным. Даже то, что город дал нашей газете свое имя (процедура куда как не простая) – это тоже очень существенная форма государственной поддержки благотворительной деятельности со стороны городских властей. И все же московский акцент в нашей газете будет слышен столь отчетливо, сколь "отчетлив" вклад московской благотворительности в благотворительность российскую. Мы будем говорить на всех "благотворительных диалектах", которые только есть у нас в стране (и уже в этом номере рассказываем о состоянии и особенностях благотворительной деятельности в Республике Татарстан).

Почти три четверти всех российских благотворительных пожертвований дает корпоративный донор, то есть главным образом бизнес. Отсюда и его огромное значение в отечественной благотворительности. Но об этом молчат наши СМИ, рассматривая любые упоминания о благотворительных порывах коммерческих структур как рекламу. Что никак не способствует еще большему задействованию бизнеса в решении социальных и иных наших проблем посредством благотворительности, не отвечает интересам общества в целом. А уж о проблеме экономических преференций для бизнеса, участвующего в благотворительной деятельности, проблеме морального поощрения "благотворительного" бизнеса и говорить не приходится – настолько они очевидны, настолько давно ждут своего решения.

Не меньшие головные боли у той части "третьего" сектора общества, которая так или иначе вовлечена в благотворительную деятельность. Некоммерческие организации все больше становятся профессиональными операторами благотворительного рынка – со всеми вытекающими отсюда последствиями: обострением конкурентной борьбы за деньги доноров, необходимостью профессиональной подготовки кадров и поиска новых технологий фандрайзинга, все более возрастающей потребностью в саморегулировании собственной деятельности. Да и само понятие "благотворительная организация", широко используемое в нормотворческой практике и в благотворительном обиходе, уже давно нуждается в корректировке. Благотворительной организацией скорее можно назвать какую-нибудь коммерческую структуру, регулярно осуществляющую благотворительные пожертвования, чем благотворительный фонд, столь же регулярно получающий бюджетные дотации и просто-напросто распределяющий их "в пользу бедных", не забывая при этом на вполне законных основаниях оставлять себе "комиссионные"… Все эти новые тенденции требуют осмысления и учета при определении будущего российской благотворительности.

Слабое взаимодействие трех основных активных участников благотворительного процесса (власти, бизнеса и некоммерческих организаций) – "системное заболевание" российской благотворительности. Но если в регионах в целях координации усилий уже стали создаваться благотворительные советы, куда на более-менее паритетных началах входят представители органов государственной власти, бизнеса и некоммерческого сектора, то на федеральном уровне такого совещательного органа нет. И это при том, что несколько лет назад была проведена серьезная подготовительная работа, большое число министерств и ведомств, крупнейших коммерческих структур и известнейших некоммерческих организаций поддержали такую идею. Но тогда сложилась ситуация, когда "все за, а одна Баба-яга против". И необходимые решения приняты не были. Сейчас же в стране есть все предпосылки для того, чтобы вернуться к этому важнейшему для благотворительного сообщества вопросу.

Еще одна "болезнь" российской благотворительности – ее низкая эффективность. Площадь социальных проблем столь велика, что благотворительные пожертвования, если представить их как нечто единое, распределены по ней почти невидимым, микроскопическим слоем. Повысить эффективность благотворительной деятельности можно за счет концентрации благотворительного ресурса общества на преодолении наиболее острых социальных проблем. Осуществить это позволят, по нашему мнению, социальные общественные проекты, разработанные по аналогии с приоритетными национальными проектами. При этом должны быть определены три-четыре самые острые социальные проблемы – как в масштабе страны, так и в регионах, где сочтут такой путь повышения эффективности благотворительной деятельности перспективным. Разработчиком и операторомпроекта может выступить какаялибо НКО, имеющая большой и успешный опыт работы в данной сфере. Финансирование же социальных общественных проектов должно осуществляться исключительно из внебюджетных источников, за счет добровольных пожертвований граждан и организаций.

Можно еще не одну газетную страницу занять перечислением трудностей и проблем благотворительности, но, следуя уже заявленному нами намерению не столько наблюдать, сколько участвовать в общем благотворительном движении, мы лучше поговорим об этом посредством своих дальнейших публикаций, которые обязательно будут нести в себе деятельное, активное – по отношению к проблеме – начало.

А помогут нам в этом дополнительные "опции", которыми оснастится газета. Прежде всего – интернет-сайт. Виртуальным клоном газеты он не будет. Скорее, родным братом: похожим, но с собственным лицом и своей жизнью. Получит газета и приложение – "Благотворительность: no comment" (дайджест публикаций национальных и региональных СМИ по благотворительной тематике).

…У моряков есть поверье: как корабль назовешь, так он и поплывет. Назвали мы газету, кажется, хорошо. Осталось так же поплыть.

В добрый путь!

Уважаемые читатели!

В русском языке благотворительность и благородство – однокоренные, родственные слова. Много лет идеи и традиции отечественной благотворительности были не в чести. Однако сегодня, когда в России сформировалось устойчивое бизнес-сообщество, выросли и окрепли некоммерческие организации, появились люди, для которых слова доброта и милосердие не пустой звук, они снова возрождаются и обретают новую жизнь.

Сейчас в Москве насчитывается более 2000 негосударственных некоммерческих организаций, основное направление деятельности которых – именно благотворительность. Они участвуют в реализации социально значимых программ, поддерживают научные, культурные, просветительские и образовательные проекты, помогают людям с ограниченными возможностями и их семьям, одиноким старикам и малообеспеченным людям, содействуют решению проблем занятости. Именно эти организации привлекают на добровольной основе сподвижников, волонтеров, что позволяет значительно снизить затраты государства в социальной сфере. Объединенными усилиями решается очень важная задача – воспитание чувства гражданской ответственности, особенно у подрастающего поколения.

Все более активными участниками благотворительного движения становятся бизнесмены. Продолжая лучшие традиции московского купечества, они постепенно отходят от спонсорства разовых проектов и начинают поддерживать долгосрочные социальные программы, работают в сотрудничестве с некоммерческими организациями. Корпоративная филантропия перестает быть частью стратегии крупных западных компаний и входит в повседневную деятельность отечественного производителя. Бизнес расширяет понимание социального партнерства – теперь оно рассматривается как добровольный вклад в развитие общества в целом.

До сих пор в стране не было регулярного массового издания, которое системно освещало бы ситуацию в набирающем силу российском благотворительном движении. Неудивительно, что именно в Москве, где социальные инновации стремительно внедряются в жизнь, появилась газета, которая ставит перед собой такую задачу. Надеюсь, что на страницах "Московской благотворительной газеты" можно будет найти яркие и образные рассказы о людях с активной жизненной позицией, о предприятиях и фирмах, поддерживающих акции милосердия и помощи ближнему.

Людмила Швецова,
первый заместитель мэра Москвы

Статьи рубрики ""Московская благотворительная": главное меню"

Все статьи номера

Оставить комментарий
В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.
 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...