События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: Сработано «на корзину», или Почему провалился проект?

Сработано "на корзину", или Почему провалился проект?

В ходе конкурса социально значимых проектов благотворительной направленности, проведенного Комитетом общественных связей города Москвы в первом квартале 2008 года, треть представленных проектов не прошла отбор на получение субсидии из городского бюджета. Почему? На этот вопрос отвечает начальник отдела организационно-технического обеспечения деятельности Благотворительного совета города Москвы Ирина КАЗАКОВА.
Сработано

Эти проекты, конечно, никто специально не "заваливал". Они не были приняты из-за содержавшихся ошибок. Каковы же наиболее типичные ошибки? Миссия благотворительной организации не совпадает с направлением конкурса.

Есть некоммерческие организации (НКО), которые подают заявки почти на все грантовые конкурсы. Вероятно, их основная цель состоит в получении бюджетных средств, но Комитет общественных связей проводит конкурс для того, чтобы совместно с благотворительными организациями оказать помощь нуждающимся. И если миссия НКО не совпадает с направлением конкурса и теми приоритетами, которые определил Комитет, это сказывается на качестве проекта. Как правило, разработчики таких программ не могут четко и ясно смоделировать механизм решения проблемы и, соответственно, описать ожидаемый результат.

Проект обрисован в общих чертах, без ориентации на конкретный результат.

Это порой случается и с теми НКО, сотрудники которых хорошо представляют, как надо решать проблему на практике. Но перенести свои знания "на бумагу", четко изложить суть проблемы, наметить путь ее решения и сформулировать предполагаемый результат они могут не всегда. И это не вина, а беда таких организаций. Поэтому на базе Дома общественных организаций проводятся семинары для представителей НКО, обучающие проектному мышлению, тонкостям создания проектов. И, разумеется, когда на конкурс представлен интересный, полезный, но требующий конкретизации проект, сотрудники нашего отдела стремятся помочь организации доработать его до соответствия требованиям, которые предъявляются условиями конкурса.

Проект составлен безадресно.

Организации при подготовке проекта формулируют задачи в общем виде, не определяя конкретного получателя помощи. Между тем, как только при доработке проекта уточняются его задачи, сразу становится очевиден и адресат…

Не указаны источники собственных ресурсов НКО.

Комитет общественных связей выделяет субсидии на реализацию проектов на основе софинансирования. Так, по условиям конкурса 2008 года материальнотехнические и финансовые ресурсы НКО должны составлять не менее 30% сметы проекта. Но, к сожалению, не все НКО указывают, какими ресурсами для реализации проекта располагают, или не подтверждают их наличие документами. В таких случаях приходится совместно разбираться, что у кого есть, чем подтверждено и как может быть использовано для реализации проекта.

Обязательства по финансовым вложениям НКО также не всегда подтверждают документами. Хотя сделать это нетрудно, приложив, например, к проекту данные по балансу о хороших оборотах за предыдущий год или письма от бизнес-структур, готовых финансировать проект.

Не соблюдены правила оформления документов для участия в конкурсе.

Это техническая ошибка. Мы специально разработали формы документов, заполнив которые, НКО могут сразу максимально полно раскрыть суть проекта, чтобы все в нем было предельно ясно и экспертам, и членам конкурсной комиссии. Но некоторые организации не обращают внимания на пояснения, данные в документах. Например, если предусмотрена закупка оборудования, то необходимо предоставить информацию о его марке, о целях использования в рамках реализуемой программы — а в проекте ответа на эти вопросы нет. Или, не обратив внимания на план оформления раздела, разработчики проекта относят оплату труда консультантов, которых планируется привлечь к реализации проекта, к "Прочим расходам", тогда как ее следует отнести к "Оплате труда привлеченных специалистов", т.е. зарплате.

Организация оставляет сдачу проекта на последний день.

Время — важный фактор. Естественно, что в спешке хороший проект, который Комитет общественных связей мог бы поддержать, подготовить трудно. Но многие НКО медлят со сдачей проекта до последнего. И если в этот момент обнаруживаются ошибки, у нас уже нет времени и возможности помочь организации устранить их и довести проект до уровня, позволяющего его принять.


ПРОГРАММА: МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ИХ СЕМЕЙ

1Планируемые мероприятия не соответствуют цели программы.
Большинство из запланированных мероприятий программы связаны не с медико-социальной поддержкой и реабилитацией детей-инвалидов и их семей, а с проведением конференций.

2Отсутствует адресность помощи.
Категории граждан благополучателей, которымадресована благотворительная помощь, четко не определены. Также не указан конкретный результат, который будет достигнут в интересах благополучателей при реализации проекта.

3Не обоснованы расходы по программе.
В частности, на канцелярские нужды предполагается затрачивать 35 тыс. рублей в месяц. Эту цифру можно считать оправданной, если цель проекта заключается в проведении научных и научно-практических конференций. Но поскольку цель программы — оказание медико-социальной помощи детям-инвалидам и их семьям и их реабилитация, такие канцелярские расходы излишни. Кроме того, на оплату труда двух привлеченных специалистов запланированы расходы в размере 169 тыс. рублей. Но в обязанность этим специалистам вменяется не оказание помощи конкретным детям, а проведение аналитических и социологических работ, что не имеет отношения к главным целям программы. Еще 178 тыс. рублей намечено израсходовать на оплату труда юриста. Из проекта ясно, что деятельность юриста будет направлена не на оказание правовой помощи детяминвалидам и их семьям, а на изучение статистики инвалидности и нормативной базы, связанной с обеспечением инвалидов. Но конкурс не предполагает оплату "курсов повышения квалификации" для юристов. К работе в рамках программы следует привлечь уже подготовленного специалиста, которому не нужно изучать "нормативную базу, связанную с обеспечением инвалидов". Программой предусмотрены также расходы в размере 1,3 млн рублей на издание литературы медико-социальной направленности. Однако сметы на полиграфические услуги нет, а потребность в издании данной литературы и необходимость тиража 10 тыс. экземпляров ничем не обоснованы.


ВЫВОД: содержание проекта не соответствует заявленной цели и условиям конкурса. Проект не может быть поддержан.

Наши методички

Вы хотите, чтобы выделенные на благотворительность средства были использованы эффективно, принесли пользу нуждающимся и вашей компании? Мы предлагаем сделать 10 шагов, которые позволят провести "фейс-контроль" некоммерческой организации (НКО) благотворительной направленности: оценить ее профессионализм, компетентность и надежность.

1. Оценка репутации НКО:
— изучить отзывы о деятельности организации;
— изучить мнения целевых аудиторий (сотрудников, клиентов, представителей СМИ, органов власти, коллег по бизнес-сообществу);
— опросить экспертов;
— оценить привлекательность миссии организации, ее проектов и личности руководителя.

2. Оценка истории организации:
— ознакомиться с историей организации по официальным документам;
— проанализировать информацию, размещенную на сайте организации.

3. Документальный анализ: Запросить и проанализировать пакет документов:
— свидетельство о госрегистрации организации;
— свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ;
— свидетельство о постановке на учет в качестве налогоплательщика;
— Устав (обратить особое внимание на структуру органов управления);
— документ, подтверждающий актуальность полномочий органов управления;
— документ, утверждающий состав наблюдательного совета;
— годовой отчет о деятельности организации.

4. Оценка грантовой истории:
Проанализировать документы по реализованным благотворительным проектам, в которые привлекались сторонние ресурсы, а также отчетность по расходованию пожертвований.

5. Оценка профессионализма менеджмента: — изучить организацию управления;
— оценить уровень проектной культуры (качество проектной документации, организацию управления проектами);
— изучить принципы работы НКО с благополучателями;
— оценить качество делопроизводства и документооборота.

6. Оценка ресурсной базы организации: — рассмотреть данные о штатном составе, количестве волонтеров, наличии недвижимости на балансе организации, существовании офисного помещения и его состоянии, наличии и качестве оргтехники и т.п.

7. Оценка финансового состояния:
— изучить бухгалтерский баланс за последний год;
— получить информацию о наличии/отсутствии задолженности организации по обязательным платежам, выплате денежного вознаграждения сотрудникам.

8. Оценка медийного потенциала: — проанализировать количество и качество публикаций о деятельности организации;
— проанализировать уровень взаимодействия организации со СМИ;
— изучить данные о посещаемости сайта организации, оценить возможность использования его как рекламоносителя.

9. Оценка уровня взаимодействия с органами власти:
— проанализировать представленные документы;
— оценить участие представителей органов власти в работе наблюдательного совета, а также участие организации в работе общественных советов при органах власти;
— изучить переписку с органами власти, оценить ее результативность;
— проанализировать уровень и качество контактов организации с законодательной и исполнительной властью.

10. Оценка влиятельности в сообществе НКО:
— оценить представительство организации в Общественной палате РФ, региональных общественных палатах (советах); учредительство в профессиональных объединениях, ассоциациях, союзах, представительство в управлении этих организаций; участие в работе профильных экспертных сообществ. Опыт подсказывает, что действия при выборе партнера должны быть адекватными. Например, количество предложенных шагов можно сократить до одного — например, пункт 3 — или увеличить практически до бесконечности… Однако главное — помнить, что должно быть как минимум два результата партнерских отношений: компания решает свои задачи, а жизнь в стране становится хоть чуть-чуть, но лучше.

Статьи рубрики "Консалтинговое агентство МБГ"

Все статьи номера

Оставить комментарий
В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.
 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...