События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: ОТДЕЛЬНО от здравого смысла

ОТДЕЛЬНО от здравого смысла

Несколько вопросов к Минздравсоцразвития РФ по поводу бюджетной поддержки НКО в период кризиса
Правительство страны во всеуслышание объявило о сохранении запланированных ранее объемов социальных обязательств. Это, конечно, замечательно, однако вряд ли стоит забывать тривиальную истину: денег хватает не тогда, когда их много зарабатывают, а когда их эффективно расходуют. О повышении эффективности расходования выделяемых средств и речь.
ОТДЕЛЬНО от здравого смысла
Рисунок Дмитрия Трофимова

14 апреля "Российская газета" опубликовала приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 февраля 2009 года № 79н, зарегистрированный в Минюсте РФ 31 марта (регистрационный № 13 626), "Об утверждении Правил предоставления в 2009 году из федерального бюджета субсидий отдельным общественным организациям и иным некоммерческим объединениям".

Закроем глаза на то, что в документе перепутаны понятия общественных объединений и некоммерческих организаций (НКО). Важнее его содержание. Данный приказ, как и значится из названия, посвящен утверждению правил предоставления в 2009 году из федерального бюджета (той его части, распорядителем которой является Минздравсоцразвития) субсидий отдельным общественным организациям и иным некоммерческим объединениям.

Этими правилами установлено, что неким организациям выделяются бюджетные средства на "частичное возмещение затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности, направленной на решение социальных проблем".

Позвольте, но практически все общественные объединения и НКО осуществляют деятельность, направленную на решение социальных проблем. Почему же только 12 счастливчикам выделяются деньги министерства? Приказ этого не разъясняет, как и не раскрывает подробностей выделения для 12 организаций… более чем 750 миллионов рублей.

Нет сомнений, что названным структурам перечисляемые средства и в самом деле крайне необходимы и что работают они на благо страждущих и глубоко нуждающихся. Однако таких достойных и социально ориентированных организаций в России более чем достаточно. И потому к изложенному в приказе есть несколько социально-технологических претензий.

Во-первых, непрозрачность, непубличность принятого решения. На каком основании Минздравсоцразвития предоставляет громадные средства кулуарно, без каких-либо конкурсных процедур, обусловленных действием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"? Почему в данном случае федеральный орган власти позволяет себе уклоняться от выполнения закона? С учетом того, что это происходит в условиях финансово-экономического кризиса, подобное радение об отдельных НКО явно выбивается и из рамок здравого смысла. И не может расцениваться иначе как "прокол" чиновников или сознательное следование неким правилам "для своих".

Во-вторых, необоснованность расходов. Публикация перечня организаций – факт явно недостаточный для выделения столь внушительных ресурсов. Широкой общественности не представлено никакого финансового обоснования ожидаемых расходов, нет и упоминания о каких-либо документах, лежащих в основе решения о предоставлении субсидий (а такое обоснование и такие документы должны быть публично представлены, раз уж средства выделяются на внеконкурсной основе). Внеконкурсный подход – исходное основание для повышенного внимания государственных структур и общества к данным средствам, для обеспечения гражданского контроля над эффективностью осуществляемых расходов. Полагаю, что федеральная Общественная палата могла бы заинтересоваться порядком и степенью обоснованности выделения подобных субсидий.

Наконец, в-третьих, форма отчета о целевом использовании субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, опубликованная в качестве приложения к приказу, представляет собою нечто абсолютно непрозрачное. Поскольку на сайте "Российской газеты" данный приказ на момент написания статьи не был опубликован, автор был вынужден самостоятельно изобразить вид таблицы отчетности по расходам.

Из этой формы кроме перечисления глубоко свернутых расходных статей совершенно ничего невозможно увидеть. То есть, выражаясь профессиональным языком, данная схема предоставления отчетности о расходуемых средствах является высокорисковым и потенциально коррупционным инструментом, не обеспечивающим должную степень контроля рациональности производимых расходов.

А значит, уже сейчас можно поручить Счетной палате РФ по завершении 2009 финансового года провести аудит эффективности расходования средств из вышеозначенных субсидий, выделенных Минздравсоцразвития. Уверен, проверяющим будет чем отчитаться перед начальством.

НОДАР ХАНАНАШВИЛИ,
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

"Московская благотворительная газета" направила копию данной статьи в Министерство здравоохранения и социального развития РФ с просьбой дать пояснения по существу поставленных автором статьи вопросов. Надеемся, что это будет не отписка, а деловая реакция на запрос газеты.

В то же время МБГ обращается к представителям некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций с предложением высказать свои соображения по поводу необходимости оказания бюджетной помощи НКО в тяжелых условиях финансово-экономического кризиса, процедурам ее оказания, которые должны безусловно соблюдаться, а также форм и способов контроля со стороны государства и общественности за законностью и эффективностью использования бюджетных средств.

МБГ считает: выделение средств из бюджета, который питается в значительной степени из кармана налогоплательщиков (то есть из нашего, сограждане, кармана), кому бы то ни было, в том числе общественным и иным организациям, не должно осуществляться кулуарно, по принципу некой избранности. Тем более если "селекцию", разделение на избранных и всех остальных, проводит неизвестно кто и неизвестно как. Все процедуры должны быть прозрачными, понятными и получившими общественное одобрение. В конце концов, это именно общество доверило государству деньги, предоставило право распоряжаться ими – значит, оно вправе и спросить за целесообразность и законность расходования этого общего капитала.

Статьи рубрики "Кризис и благотворительность"

Все статьи номера

 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...