События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: ФЕСТИВАЛЬ музыкальных надежд

ФЕСТИВАЛЬ музыкальных надежд

С 25 мая по 2 июня Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова проведет в Москве VI Международный фестиваль "Москва встречает друзей". Он пройдет под девизом "Мир входящему" в рамках объявленного столичным правительством Года равных возможностей и будет посвящен 15-летию фонда.
ФЕСТИВАЛЬ музыкальных надежд
Владимир Спиваков в окружении юных талантов

Фестиваль уже известен тем, что никто никогда точно не может угадать, какие сюрпризы зрителям подготовили организаторы. Это может быть встреча с юным пианистом Ромой Болдыревым, которому едва исполнилось 8 лет, но он уже играет с оркестром "Виртуозы Москвы". Или с танцевальным ансамблем, участники которого – инвалиды-колясочники...

В Международном благотворительном фонде Владимира Спивакова до сих пор любят вспоминать, как когда-то талантливый мальчик Ростик Шараевский заставил публику поволноваться: он оказался таким маленьким, что ребенка не было видно из-за его огромного барабана. И зрители, сидевшие в зале, видели только, как мелькают барабанные палочки. Многие даже подумали, что это сложный технический трюк.

Художественный руководитель фонда, заслуженный деятель искусств России и Украины Петр ГУЛЬКО и его коллеги много времени тратят на то, чтобы среди тысяч детей найти тех самых самородков, которые способны в будущем сказать свое слово в искусстве. Пятнадцать лет назад он стал одним из организаторов благотворительного фонда и его детища – фестиваля "Москва встречает друзей".

- Петр Ильич, учредитель фонда Владимир Спиваков настолько известен, что, казалось бы, создать благотворительный фонд под его именем – дело скорее формальное. Но вы говорите, что это был долгий и трудный процесс. Почему так получилось?

- Во-первых, не надо забывать, в какое время мы тогда жили. Это начало 90-х годов прошлого века – время, когда о благотворительности почти никто у нас в стране даже не слышал. Многие люди не хотели ничем жертвовать, в обществе просто не существовало такой "тональности", как милосердие. Но у нас желание творить добро и понимание, что благотворительность уже может укореняться и на нашей почве, – было. Однажды Владимир Теодорович Спиваков подарил рояль пианисту Евгению Кисину. Представьте, что у этого знаменитого теперь музыканта не было своего инструмента. А затем оказалось, что надо помочь еще многим людям. Мы покупали инструменты музыкантам, помогали им с организацией концертов… И поняли, что это большая и серьезная работа. Добро не должно быть хаотично, надо его как-то структурировать, попробовать найти форму. Так возникла идея создания благотворительного фонда. Но Спиваков сразу ее не поддержал: "Нет, еще рано". И только через полгода маэстро сказал: "Пора, время пришло".

- А что произошло за эти полгода?

- Просто он убедился, что быть Дон Кихотом в одиночку невозможно. Нужна команда единомышленников, которые что-то делали бы вместе с ним. Так и появился наш благотворительный фонд.

- И оказалось, что его организация – дело непростое?

- Конечно. Мы очень долго не могли найти помещение. Первый офис был на кухне. Нам даже поставили второй телефон – неслыханное дело по тем временам! У нас уже было много подопечных детей, огромное количество разных дел. Прозвониться не мог даже сам Спиваков. Он и решил с этим покончить. Мы написали письмо в Министерство связи, и скоро появилась новая линия. Затем нас приютили друзья из Фонда Мстислава Ростроповича. К счастью, все-таки нашлись понимающие люди в московском правительстве, и мы получили несколько комнат.

- За эти пятнадцать лет Фонд Спивакова стал крупнейшей организацией, которая занимается помощью одаренным детям. Вы уже подводили итоги? Что сделано?

- Я могу назвать такие цифры. Более 10 тысяч человек получили материальную помощь. Сейчас у нас насчитывается 800 стипендиатов. Дети, которых мы в свое время нашли, выступают на лучших концертных площадках мира. Среди наших подопечных – 389 лауреатов международных конкурсов. А когда-то мы их отбирали по присланным кассетам или по рекомендациям людей, которые неравнодушны к классической музыке.

Еще мы дарим очень много инструментов. Владимир Теодорович из своих зарубежных поездок привозит иногда по 8 скрипок за раз. Он всегда помнит, где, в каком городе есть одаренный ребенок, которому не на чем играть. Не так давно мы нашли очень талантливого мальчика – Диму Смирнова – в Санкт-Петербурге. Владимир Спиваков сам прослушал его и решил, что он вполне достоин играть на нашем фестивале. А через некоторое время вдруг позвонил мне из зарубежного турне, поинтересовался, как репетирует Дима, и сказал, что ребенок заслуживает гораздо лучшей скрипки, чем та, которая у него есть. И он привез очень хороший, дорогой инструмент. В Санкт-Петербург Диме его доставил специальный курьер. А нашему музыканту – всего 11 лет.

- Мне казалось, что сейчас в России можно легко купить скрипку или аккордеон…

- Увы, это не совсем так. А у нас есть принцип: дети должны учиться только на хороших инструментах. Когда появляются настоящий звук, дыхание инструмента, когда он оживает, у ребенка возникает желание заниматься. А если человек с абсолютным слухом слышит только скрежет, ему неинтересно, он не хочет учиться. Вот и возим отовсюду, где хорошие инструменты попадаются…

- Вы проводите уже шестой международный фестиваль "Москва встречает друзей". Как проходит отбор молодых музыкантов?

- Над этим мы работаем весь год. Сначала экспертный совет прослушивал записи, которые нам присылали дети. Потом их слушал я, а если речь идет об уникальном музыканте – сам Спиваков. У нас очень много талантливых ребят, которых, как говорится, не видно. Особенно в провинции. В маленьких городах, где очень трудная жизнь и людям часто не до музыки, растут потрясающие дети. Вообще непонятно, как это происходит! Часто нам помогают наши друзья, настоящие подвижники, которые сообщают о том, что где-то учатся уникальные мальчик или девочка. Если ребенок действительно талантлив, мы начинаем с ним работать. С такими детьми надо быть очень осторожными и терпеливыми. Это особенные люди. Равнодушие может погубить их талант, он попросту задохнется в такой атмосфере.

Петр Гулько: "Уверен, что надежды юных талантов сбудутся!"

- Трудно представить, что ребенок, который выступает на одной сцене с такими мастерами, как Владимир Спиваков, не состоится как музыкант. Можно ли говорить, что участие в фестивале – это гарантия счастливой карьеры для ребенка?

- Такой гарантии не может дать никто. Очень много зависит от обстоятельств, от упорства ребенка, его умения работать. Мы из огромного количества детей отбираем единицы и делаем все, чтобы им помочь. Привозим в Москву, организовываем выступления. Дальше все зависит от человека. Если смог воспользоваться этой возможностью – у тебя все будет. Если нет – ничего не поделаешь, это твой выбор. В основном дети такие вещи хорошо понимают.

- Что ж, Петр Ильич, нам остается только пожелать фестивалю успеха, а его участникам – упорства в труде и удачи. Пусть сбудутся и ваши ожидания, и надежды юных талантов.

- Уверен, что сбудутся.

НАТАЛЬЯ ПУРТОВА

Статьи рубрики "Москва встречает друзей"

Все статьи номера

Оставить комментарий
В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.
 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...