События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: Александр ПОРОХОВЩИКОВ: «Буква «Я» должна стать первой буквой алфавита»

Александр ПОРОХОВЩИКОВ: "Буква "Я" должна стать первой буквой алфавита"

Фамильные ценности народного артиста России

Этот особнячок, похожий на резную шкатулку, чудом сохранился в Староконюшенном переулке. Напротив — театр Вахтангова, где в начале 60-х годов теперь уже прошлого века трудился одно время мебельщиком-реквизитором народный артист России Александр Пороховщиков. Его предкам и принадлежал этот чудной архитектуры дом, построенный прадедом актера в 1871 году.

В 1996 году Александр Шалвович арендовал у правительства Москвы свое родовое гнездо сроком на 49 лет. В надежде сохранить те фамильные ценности, которые дороже, чем стены самого дома или прабабушкиного бриллиантового колье. Чтобы создать в этом доме музей рода Пороховщиковых, оставивших добрый след в российской, да и мировой истории. И на собственном примере показать, что возрождение, укрепление страны, надо начинать с воссоздания института семьи. По мнению Александра Шалвовича, одного Года семьи мало — сейчас каждый год в России должен быть наполнен радением о семьях и детях.

— Александр Шалвович, коротко пересказать историю рода Пороховщиковых не получится. Но хотя бы несколько слов …

— Из известных мне бумаг с упоминанием нашей фамилии самые древние датированы XIV веком. В личном архиве есть исторические документы XVI века, рассказывающие о столбовых дворянах Пороховщиковых. По одной из линий в числе моих предков — композитор Петр Ильич Чайковский, по другой — патриарх Алексий I, он двоюродный брат мамы, Галины Александровны. Мой прадед, Александр Александрович, — фабрикант, строитель и владелец "Славянского базара", участник сооружения Храма Христа Спасителя в качестве архитектора и вкладчика средств в его строительство. Он положил в Москве первый асфальт, построил рядом с Красной площадью теплые купеческие ряды. Дед, тоже Александр Александрович, — изобретатель первого в мире танка и вездехода, судна на воздушной подушке, после 1917 года — крупный авиаконструктор, возглавлял КБ. В 1941 году репрессирован и расстрелян, полностью реабилитирован спустя 15 лет. Отчим Михаил Дудин — военный архитектор, вошел в нашу семью в самое тяжелое для нас время, за что я ему безмерно благодарен. О родных могу долго рассказывать. Потому что есть что!

Кстати, потомков нашего рода я обнаружил в Париже, Англии, даже в Индонезии.

— Актера Пороховщикова страна любит. Достоверность и сила созданных Вами образов такова, что одна зрительница после просмотра картины "Ищи ветра" даже ударила Вас сумкой, восклицая: "Вы, наверное, такой же негодяй, как в кино! Что же всех лошадей расстреляли!".

Дед актера — Александр Александрович Пороховщиков, изобретатель первого в мире танка (на снимке — в кабине). Испытание машины, построенной на Русско-Балтийском заводе в Риге, состоялось в мае 1915 года.

— Я всегда старался показать через судьбы своих героев трагедию социальных потрясений в стране, единую любовь к своей Родине всех — и белых, и красных. Значит, и этот образ получился…

Вообще-то я мог стать хирургом. Учился в Челябинском мединституте, сочетал науку с практической работой в больнице. Не сложилось. Но медицинское образование помогало мне в актерской профессии. В частности, я понял физиологию пограничных состояний, физического ощущения старости с ее особенным отношением к Вечности. Если бы семья Пороховщиковых не вернулась в 1960 году в Москву, не знаю, как сложилась бы жизнь. А так пошел по стопам мамы Гали (Александр Шалвович обращался к маме по имени — Галя) — учиться на актера. В этой профессии, с ее публичностью, хотел снова поднять род Пороховщиковых.

— Безусловно, это получилось. Ваша жизнь, судьба вашей семьи, послужили основой фильма "Цензуру к памяти не допускаю" (1991), где Вы не только исполнитель главной роли, но и сценарист, режиссер. Там участвуют близкие Вам люди: мама, жена. У картины интересная, очень непростая судьба…

— Мне она дорога уже тем, что мама, благодаря съемкам, встала на ноги после инсульта и прожила подольше. В России картина вызвала у фестивальных кинодеятелей странную реакцию: после телепоказа было много звонков с упреками, почему я ее не выдвигаю на фестивали. Я не был против, но каждый раз мне говорили: ох, извините, но вы опоздали с заявкой! И все равно фильм взял главный приз на кинофестивале в Бердянске, главный приз и приз зрителей "За исповедальность" на "Кинотавре". А до этого было четвертое место на фестивале в Сан-Ремо, а в Каннах, на кинофестивале в Сан-Рафаэле, фильм получил главный приз "Золотой парус". Почему в России до сих пор картина так мало известна зрителю — загадка. Мало того, одно время пропал оригинал фильма, исходники. Осталась лишь копия в единственном числе. Все нашлось лишь недавно, чудесным образом. И сейчас я, несколько сократив ее, предполагаю дать картине новую жизнь.

Страну, в которой мы с вами живем, на самом деле трудно понять со стороны. Так же, как и поступки людей. У нас даже любовь "заквашена" на трагедии. Но помогает то, что добро в России неистребимо. У нас есть герой, который по значимости выходит за границы только нашей страны. Это — Данко. Который не пожалел сердца, чтобы дать тот свет людям, который вывел их из Тьмы. Только вот ринувшись к заветной цели, они и не заметили, как затоптали сердце спасшего их Героя. Мерило этому подвигу только Вера, Добро и Любовь.

— Александр Шалвович, Ваши предки много занимались благотворительностью. Времена меценатства позади?

В кругу семьи.

— Как такое может быть… Еще раз повторю: добро в нашей стране неистребимо! Если даже говорить только о нашей актерской братии, то примеров, когда артисты, актеры участвуют в благотворительных акциях, очень много. Только люди не афишируют это. Но все, что человек совершает, чем он "дышит", рано или поздно становится явным.

На мой взгляд, буква "Я" должна быть первой буквой алфавита. Как символ ответственности за собственные поступки. Не "мы строили…", а — "Я". Тогда на главное место выйдет настоящее созидание. Без оглядки на других. Человек скажет — "Я строю", а рядом с ним будут так же серьезно относиться к делу миллионы граждан. Тогда и будет толк. А не риторика с демагогией.

"За кадром" этого разговора осталось многое. Душевная боль за порушенную в революцию семью, за расстрелянного деда. Сыновняя любовь к матери, которую Александр Шалвович самоотверженно выхаживал в болезни. Собственные, по сей день невыносимые суставные боли, которые актер преодолевает часто только силой характера. Мечта снять по своему сценарию художественный фильм под названием "Лида", автобиографическую мелодраму, где через историю героя можно многое понять в жизни страны. Задумки о музее в Староконюшенном, где хочет устроить в том числе Театр детской игрушки, наполнить родовой дом атмосферой доброты, детскими голосами. Ибо для него ребенок — святое понятие. Даже звонок сотового телефона — детский счастливый смех.

Съемки в кино, работа в театре Пушкина... Пороховщиков — истинный Созидатель. И он постоянно в пути, в поиске того, что способно наполнить его жизнь и жизнь окружающих людей Верой, Добром, Надеждой и Любовью. А какова отдача! Вот такое наблюдение. Когда мы вышли из дома в Староконюшенном, проходивший мимо мужчина, завидев актера, приветливо воскликнул: "Здравствуйте, Александр Шалвович, доброго вам дня! Будьте счастливы, хороший человек!".

А чуть позже, уже в машине, Пороховщиков рассказал, что недавно встретил ребят-беспризорников, и думает сейчас, как бы им помочь. Это ведь государственная проблема, что многие дети выпадают за борт нормальной жизни. И, как видим, Александр Шалвович не может не думать над ее решением.

Но вернемся к "последней букве алфавита". Действительно, без глубокого осознания значимости своего "Я" нет самоуважения, нет личности. Нет и уважения личности в других людях. "Я" — это ответственность не только за себя и своих близких, но и за предков и потомков своих, то есть за прошлое и будущее. "Я" — это неумение проходить мимо чужой беды, равнодушно взирать на беды Отечества…

И это осознание значимости важнейшего для человека местоимения пытается (увы, не всегда и не у всех получается) привить своим детям каждый нормальный родитель. Возможно, это и есть главная "фамильная ценность" для каждого из нас, которую нужно беречь, передавая из поколения в поколение, вместе с доброй памятью о тех, кто достойно жил и так же достойно жить завещал нам.

"Московская благотворительная газета" продолжит разговор, начатый народным артистом Александром Пороховщиковым. В рубрике "Фамильные ценности", которая будет постоянной, читателей ждут встречи с людьми, бережно хранящими и преумножающими родовые нравственные богатства. И тем самым увеличивающими наш общий нравственный капитал.

ЮРИЙ ГЛАДКЕВИЧ

Статьи рубрики "Звездный гость"

Все статьи номера

Оставить комментарий
В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.
 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...