События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: БИЗНЕС с "человеческим лицом"

БИЗНЕС с "человеческим лицом"

Социальная ответственность бизнеса в России начала укореняться в общем-то не так давно. Но процесс идет, и, более того, в стране развивается новое для нас явление – социальное предпринимательство, говорит исполнительный директор Фонда региональных социальных программ "Наше будущее" Андрей КУДРЯШОВ.
БИЗНЕС с "человеческим лицом"

Социальное предпринимательство (СП) возникло в 70-е годы прошлого столетия. Как и благотворительность, оно основано на эмпатии – способности сопереживать другим людям. Социальный предприниматель действует по законам бизнеса, но основной своей целью ставит не извлечение прибыли, а решение или по крайней мере смягчение проблем, до которых у государства в силу тех или иных причин не всегда "доходят руки". Это бизнес с социальной миссией, которая может быть реализована путем создания социально значимой услуги или товара, помощи людям с ограниченными возможностями и т.п.

В США и Европе социальное предпринимательство (СП) начало развиваться во второй половине прошлого века. Сегодня, например, в Великобритании суммарный оборот СП составляет примерно 27 миллиардов фунтов, или 1,3% оборота всего бизнеса, а вклад в ВВП оценивается в 8,4 миллиарда фунтов. Всего в мире более 20 частных фондов занимаются развитием социального предпринимательства. Совокупный годовой бюджет четырех крупнейших фондов развития социального предпринимательства превышает 130 миллионов долларов.

Одним из первых идею социального предпринимательства на российской почве начал прививать Фонд региональных социальных программ "Наше будущее".

- Важно, чтобы с самого начала в обществе было правильное представление о социальном предпринимательстве, – считает Андрей Кудряшов. – Это способствует самоидентификации предпринимателя и, как следствие, грамотному применению им бизнес-технологий. Ведь увлечение "социалкой" ведет к тому, что предприятие будет вынуждено не продавать свою продукцию или услуги, а раздавать их, и идея перестанет работать. С другой стороны, коммерческий перекос в расчете на иные, более состоятельные категории потребителей грозит предприятию потерей социальной направленности. Мы ничего не изобретаем. Есть западный опыт социального предпринимательства, который Фонд региональных социальных программ "Наше будущее" изучает и адаптирует к российским условиям. Правда, сегодня западное общество ставит перед собой уже несколько иные социальные задачи. Если у нас, скажем, актуальны проекты, связанные с элементарной помощью инвалидам, то там на первое место выходят проекты по защите прав человека, экологии.

Поддержку социальных предпринимателей фонд "Наше будущее" осуществляет на условиях беспроцентного займа. Чтобы уменьшить риски, фонд постоянно поддерживает контакты с предпринимателями. Отбор проектов ведется на основе конкурса. В прошлом году из 54 заявленных проектов экспертный совет поддержал три. С предприятиями были заключены договоры на получение займов и грантов. По условиям договора средства выдаются поэтапно, в соответствии с бизнес-планом.

Недавно закончился прием заявок в рамках объявленного в этом году первого Регионального конкурса проектов в сфере социального предпринимательства, в котором участвуют предприятия 10 российских регионов. После рассмотрения заявок специалисты фонда выедут на предприятия, чтобы на местах оценить, соответствует ли действительности заявленная в бизнес-плане информация. Затем конкурсантов пригласят в Москву на защиту бизнес-планов. Бюджет конкурса – 20 миллионов рублей. По оценкам фонда, 4-5 миллионов рублей достаточно для реализации проекта СП в регионе.

Чтобы в полной мере использовать потенциал СП в России, необходимо, считают в фонде "Наше будущее", четко определить понятие "социальное предпринимательство" на законодательном и общественном уровне, а также активно распространять зарубежный и отечественный опыт применения бизнес-моделей для решения общественно значимых социальных проблем.

ЕЛЕНА СТАХОВА

НАША СПРАВКА

Частный семейный Фонд региональных социальных программ "Наше будущее" (www.nb-fund.ru) создан в 2007 году для реализации долгосрочных социально значимых проектов и программ, где могут быть применены принципы социального предпринимательства. Учредитель фонда – президент российской нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов.

ПРОЕКТЫ, ПОЛУЧИВШИЕ ПОДДЕРЖКУ ФОНДА "НАШЕ БУДУЩЕЕ"

Уникальная ортопедическая система, изобретенная и запатентованная инвалидом Алексеем Налогиным. Позволяет человеку с повреждением спинного мозга встать с постели и самостоятельно передвигаться. Получив займ, изобретатель создал предприятие "Доспехи" по производству системы (Москва).

Комплекс бытового обслуживания, в котором 80% работников составляют инвалиды. Создан общественной организацией – Центром социальной реабилитации инвалидов "Березень" (Тула).

Прокат оборудования для инвалидов. Организован Благотворительным фондом содействия инвалидам и лицам пожилого возраста "Надежда" (Санкт-Петербург). Творческая мастерская по изготовлению дизайнерских игрушек-сувениров и бижутерии из войлока. Создана некоммерческой организацией "Женщина, личность, общество" с целью трудоустройства многодетных женщин (Рыбинск Ярославской обл.).

ДЕЛО ДРЕЙТОНА

Родоначальником социального предпринимательства считается 66-летний американец Уильям (Билл) Дрейтон. Подростком он увлекся Индией, увлечение привело Дрейтона к знакомству с жизнью Ашоки Великого, в 269-232 годах до н.э. правившего империей Маурьев, которая существовала на территории современной Индии. Значительно расширив империю за счет войн и объединения разрозненных племен, император стал испытывать угрызения совести, отказался от завоеваний и до конца жизни проповедовал ненасилие, уважительное обращение и щедрость по отношению ко всем живым существам. Чиновники при Ашоке занимались социальным обеспечением населения: возводили больницы, организовывали труд подданных в обмен на пропитание, старались по справедливости распределять земли.

Сегодня Дрейтон возглавляет основанную им некоммерческую организацию "Ашока: новаторы для общества" (Ashoka: Innovators for the Public), поддерживающую социальных предпринимателей во всем мире. Он председатель проекта Community Greens по озеленению городов и объединения Get America Working, которое борется с безработицей. Еженедельник US News & World Report в 2005 году назвал Дрейтона одним из 25 выдающихся людей Америки.

Фонд поддержки социальных предпринимателей "Ашока" создан Дрейтоном в 1980 году в Вашингтоне (США). Годовой бюджет фонда превышает 40 миллионов долларов. Он действует более чем в 60 странах, имеет 25 региональных представительств в Африке, Северной и Южной Америках, Азии, Европе, на Ближнем Востоке. Стипендию фонда получают более 1800 человек. Фонд оказывает социальным предпринимателям финансовую и консультационную помощь, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи, пропаганды лучшего опыта, содействует созданию инфраструктуры и финансовых систем для поддержки и роста гражданского сектора, глобального распространения социальных инноваций.

Статьи рубрики "Социальный маркетинг"

Все статьи номера

 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...