События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

Мнения бизнесменов и представителей НКО
ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?<p> «Социальная ответственность в России. Что ждать в 2010 году?» – эту тему обсудили 20 ноября в столичном отеле «Марриот Аврора» на конференции, организованной газетой The Moscow Times и компанией Japan Tobacco Internacional(JTI), представители бизнеса и некоммерческих организаций (НКО).

                           Два в одном

В России, к сожалению, пока далеко не все понимают разницу между социальной ответственностью бизнеса и благотворительной деятельностью. Для многих это, что называется, «два в одном флаконе». Что, кстати, нашло свое отражение и на конференции. Но модераторы дискуссий Олег Алексеев (благотворительный фонд «Ренова») и Татьяна Задирако (БФ United Way of Russia) умело направляли обсуждение в нужное русло, и это позволило сделать разговор в высокой степени деловым и компетентным.
Поскольку немалое число участников конференции представляли некоммерческие организации (НКО), в том числе благотворительные, большой интерес вызвало обсуждение итогов именно благотворительной деятельности коммерческих компаний в 2009 году, анализ тех тенденций, которые дали о себе знать в условиях финансового и экономического кризиса, а также перспектив, которые вырисовываются на 2010 год.
А здесь действительно было, о чем поговорить.

                          Что было… Что есть…
 
Российский благотворительный сектор пока не избалован обилием серьезных исследований сферы, в которой работает. «Задолжала» ему даже статистика. Благотворительная деятельность в более-менее системном виде в современной России ведется уже не первое десятилетие, но поныне нет, например, точных данных по числу благотворительных организаций, их распределению по направлениям деятельности, по объемам средств, задействованных в сфере филантропии, эффективности «благотворительных инвестиций» юридических и физических лиц и так далее. Возможно, именно поэтому исследования на благотворительные темы всегда вызывают интерес.

На конференции такой интерес вызвали результаты исследования корпоративной благотворительности в 2009 году, которые обнародовала Екатерина Шапочка (PricewaterhouseCoopers). Исследование было проведено совместно с деловой газетой «Ведомости» и Форумом Доноров. Судя по его результатам, кризис не вызвал катастрофического обвала благотворительных бюджетов компаний: лишь треть из опрошенных признали, что урезали благотворительные бюджеты. Большинство компаний сохранили их в неприкосновенности, а некоторые даже увеличили.

Но в условиях кризиса эта относительная бюджетная стабильность, как выясняется, не делает общую картину оптимистической: более половины опрошенных компаний сообщили, что поток обращений к ним от нуждающихся в поддержке организаций и частных лиц резко возрос. А это значит, что в условиях кризиса нынешний уровень «предложения» благотворителя значительно больше, чем в докризисные времена, не соответствует масштабам запроса со стороны благополучателя.

Кризис, впрочем, сыграл и некую позитивную роль, заставив бизнес изменить отношение к благотворительной деятельности. И прежде всего – более внимательно относиться к тому, какой социальный эффект дают его «благотворительные инвестиции». Компании а) пересмотрели приоритеты благотворительной деятельности, отдают предпочтение наиболее актуальным в условиях кризиса программам; б) чаще кооперируются с другими компаниями; в) сократив в условиях кризиса численность своего персонала, чаще прибегают к партнерству с некоммерческими организациями, передавая им функции операторов благотворительных программ. Последнее, кстати, заставило компании внимательней относиться к вопросам надежности НКО и их профессиональной готовности к эффективному использованию «благотворительных инвестиций» при реализации программ.

Произошли и внутрикорпоративные изменения: компании, в частности, стали более активно стимулировать своих работников к частной благотворительности, а также участию в реализации корпоративных программ. Один из стимулов такой: если сотрудник компании жертвует некую сумму на благотворительность, компания удваивает ее. Об этом, в частности, подробно рассказала представитель Росбанка Екатерина Плужник.

Иным стал и подход компаний к волонтерству своих сотрудников. Во-первых, его активно стимулирует руководство, заинтересованное в развитии этого способа реализации социальной ответственности компании. Во-вторых – особое значение придается эффективности работы волонтеров. Теперь мало кому интересно, что, к примеру, специалисты и менеджмент компаний реализуют свои волонтерские устремления в качестве подметальщиков улиц. Установка, прежде всего, на эффективную самореализацию на ниве волонтерства. Так, многие участники конференции отметили, что одним из важных и наиболее перспективных направлений стала благотворительность pro bono– то есть безвозмездное оказание профессиональных услуг нуждающимся. Например, юридическая помощь, профориентация благополучателей силами сотрудников компаний, консультации специалистов в области финансовой отчетности, содействие благополучателям в изготовлении того или иного информационного или иного продукта и тому подобное.

                             Что будет…

Ничего страшного, считает Михаил Лаврухин (Центр гуманитарных программ). Его поддерживает Юлия Мартынова (ЛукОйл), убежденная в том, что и в 2010 году у серьезного бизнеса сохранится серьезная мотивация для проявления корпоративной социальной ответственности – как экономическая, так и морально-этическая. Что кризис будет не разрушающим, а корректирующим эту ответственность фактором – в сторону более эффективных социальных инвестиций и уточнения инвестиционных приоритетов.

Об этом же говорит и Екатерина Шапочка: хотя она и ожидает дальнейшего «урезания» компаниями благотворительных бюджетов, настрой на актуализацию благотворительной деятельности, повышение эффективности социальных, благотворительных инвестиций должен сыграть свою позитивную роль.

По мнению Ольги Тетеревой (CAF Россия), продолжится рост спроса со стороны бизнеса на услуги НКО. В связи с этим, считает она, в 2010 году основные усилия следует сосредоточить на развитии НКО и поддержке их текущей деятельности, в том числе улучшении управления, качества фандрайзинга, поиске новых источников финансирования благотворительных программ.
А еще будет… Вернее, как сожалеет Елена Чернышкова (Совет Форума Доноров), не будет консолидации в благотворительном секторе. Как не было ее в 2009 году…

По мнению Алексея Германовича (Московская школа управления СКОЛКОВО), в 2010 году возобновится практика корпоративной социальной отчетности, которая ныне почти заглохла. «Вполне понятно, поскольку социальная отчетность в условиях кризиса ничем не может помочь компаниям», – отмечает он. Но при этом подчеркивает: кризис же и заставил компании задуматься над содержанием социальной ответственности, а поскольку государство начинает более глубоко вникать в «кухню» бизнеса, искать рычаги управления бизнесом в некоммерческой сфере, это способно простимулировать возрождение социальной отчетности.

Продолжит развиваться и волонтерское движение, полагают Татьяна Задирако (БФ United Way of Russia) и Екатерина Левшина (Independent Media Sanoma Magazines). При этом Татьяна Задирако подчеркивает, что волонтерство будет массовым, но довольно хаотичным – пока нет силы, которая взяла бы на себя функцию организации этого движения.

Наверное, прогноз перспектив реализации социальной ответственности компаний, а также перспектив развития благотворительности в 2010 году был бы полнее, если бы на конференции прозвучала точка зрения власти – ее законодательной, исполнительной ветвей, органов местного самоуправления. Однако этого не случилось. И потому многое осталось не ясным. Например, каковы планы законодателей по созданию благоприятных условий для эффективной реализации социальной ответственности бизнеса, обеспечению наилучших условий для благотворительной деятельности. Что намерены делать органы исполнительной власти (как федеральные, так и местные) для укрепления взаимодействия с социально ответственным бизнесом в интересах общества, а также с некоммерческими, благотворительными организациями.

А у нас в России ведь как… Можно многое прогнозировать, планировать, на многое надеяться, многое делать, чтобы это сбылось, а потом вдруг оказывается, что у власти – совсем иные прогнозы, планы и надежды. Ну, просто совсем-совсем другие.


Юрий ГЛАДКЕВИЧ,
"Московская благотворительная газета"

Статьи рубрики "Гражданское общество: нулевой цикл"

Все статьи номера

 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...