События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: НЕ НАДО БОЯТЬСЯ БЕЛОГО ТИГРА

НЕ НАДО БОЯТЬСЯ БЕЛОГО ТИГРА

Год будет благоприятным для милосердных
Вы можете представить себе трусливого тигра? Нет, он в любой схватке будет сражаться до конца. А раз так, то и нам не следует бояться трудностей, надо вместе с Белым Тигром добиваться побед в том деле, которым занимаемся, — в благотворительной деятельности. Тем более что Белый Тигр, как утверждают астрологи, благосклонен к тем, кто много работает и помогает нуждающимся.
НЕ НАДО БОЯТЬСЯ БЕЛОГО ТИГРА
Белый тигр
Конечно, год будет нелегким — кризис продолжается. Но уже есть хорошие новости, которые должны добавить участникам благотворительной деятельности оптимизма, — вспомним хотя бы
внесенный президентом России Дмитрием Медведевым в Госдуму законопроект, направленный на поддержку социально ориентированных НКО. Или другая хорошая новость: Всероссийская перепись населения, которую хотели было отменить, все же состоится, как и намечалось, в ок-
тябре 2010 года. А это значит, что еще можно воздействовать на Росстат с тем, чтобы в анкету
для переписи был включен вопрос об участии граждан в благотворительной деятельности.
Уж если наша статистика до сих пор не смогла дать обществу полную картину благотворительной сферы, то пусть в рамках переписи соберет хотя бы данные о филантропии частных лиц, размерах осуществляемых ими благотворительных пожертвований.

То, что статистика и социология в большом долгу перед благотворительностью, отмечали, кстати, и участники круглого стола «Социальная ответственность в России. Что ждать в 2010 году?», прошедшего в ноябре в Москве. Именно поэтому любые исследования на благотворительные темы всегда вызывают интерес. Такой интерес на конференции вызвали результаты исследования корпоративной благотворительности в 2009 году, которые обнародовала Екатерина Шапочка (PricewaterhouseCoopers). Оно было проведено совместно с деловой газетой «Ведомости» и Форумом доноров. Судя по результатам, кризис не вызвал катастрофического обвала благотворительных бюджетов компаний: их урезали лишь треть компаний, большинство сохранили в неприкосновенности, а кое-кто даже увеличил.

Исследования, проведенные группой ЦИРКОН, Форумом доноров, фондом «CAF Россия», также показывают, что благтворительные бюджеты российских компаний в уходящем году похудели на четверть: два года назад крупные компании с выручкой более миллиарда рублей тратили на благотворительность 240 миллионов, а сейчас — менее 180 миллионов. При этом, как считает руководитель «CAF Россия» Мария Черток, многие российские компании с легкостью пошли на урезание своих благотворительных программ еще и потому, что филантропия пока не стала для них частью корпоративной культуры.

В то же время в благотворительном секторе есть ожидание обратного движения — к восстановлению объемов «благотворительного рынка».  Но вот что говорит министр финансов Ан-
дрей Кудрин: в 2010 году рубль ждут испытания, кризис в экономике может обостриться,
через пару лет из 1200 коммерческих банков России останется не более 700. То есть глубина па-
дения еще не исчерпана. Да и сворачивать благотворительные бюджеты легче, чем разворачивать, — в том числе в силу слаборазвитости той же корпоративной культуры. Не
являясь органичной частью бизнес-плана, а скорее, представляя собой некую нагрузку к имиджу,
благотворительность может весьма долго засидеться на периферии корпоративных интересов.

Но даже худые прогнозы — повод не для страхов, а для корректировки практики российской благотворительности. Кстати, кризис уже сыграл в этом плане некую позитивную роль, заставив бизнес внимательней относиться к тому, какой социальный эффект дают его «благотворительные инвестиции». Компании пересмотрели приоритеты благотворительной деятельности, отдают
предпочтение наиболее актуальным в условиях кризиса программам, чаще кооперируются
с другими компаниями при реализации благотворительных программ. Кроме того, сократив
в условиях кризиса численность своего персонала, они привлекают НКО, передавая им функции операторов благотворительных программ. И требовательней, чем раньше, относятся
к надежности НКО, их профессиональной готовности к работе с «благотворительными инвес-
тициями», а это стимулирует к «перезагрузке», модернизации и сами НКО.

Компании стали также более активно стимулировать своих работников к частной благотворитель-
ности и участию в реализации корпоративных программ. По-иному подходят они и к волонтерству
своих сотрудников. Теперь мало кому интересно, что, к примеру, специалисты и менеджмент компа-
ний реализуют свои волонтерские устремления, подметая улицы. Установка — на эффек-
тивную самореализацию сотрудников на ниве волонтерства. Так, многие участники конференции отметили, что одним из важных и наиболее перспективных направлений стала благотворительность pro bono — то есть безвозмездное оказание профессиональных услуг нуж-
дающимся. Например, юридическая помощь, профориентация благополучателей силами сотрудников компаний, консультации специалистов в области финансовой отчетности…

Так что же ждет нас в наступающем году? Если исходить из трезвых ожиданий, не облегченных пустыми надеждами, ничем страшным год не грозит. Например, участники упомянутого круглого стола Михаил Лаврухин (Центр гуманитарных программ) и Юлия Мартынова (ЛУКОЙЛ)
убеждены, что и в 2010 году серьезный бизнес сохранит мотивацию для проявления корпо-
ративной социальной ответственности — как экономическую, так и морально-этическую.
Что кризис будет не разрушающим, а корректирующим эту ответственность фактором — в
сторону более эффективных социальных инвестиций и уточнения инвестиционных приорите-
тов. Продолжится, по мнению Ольги Тетеревой («CAF Россия»), и рост спроса со стороны биз-
неса на услуги НКО. В связи с этим, считает она, в 2010 году основные усилия следует сосредо-
точить на развитии НКО, поддержке их текущей деятельности, улучшении управления, качества
фандрайзинга, поиске новых источников финансирования  благотворительных программ.
Круглых столов на темы благотворительности, встреч, конференций, обсуждений прошло
за последние месяцы немало. Правда, тематика, контент, тональность всех этих мероприя-
тий мало отличались друг от друга. Такова уж специфика сегодняшней российской благотворительности. Она мало менялась с годами. Ее несколько «взбодрил» кризис. Но и тут
сразу же обозначилось несколько повторяющихся мотивов, главный из которых — как бы сделать так, чтобы крупные корпорации-доноры не уходили с рынка благотворительности или не слишком ретиво сворачивали свои благотворительные бюджеты. Почему этот мотив  главный, тоже понятно: за все постсоветское время в России, увы, так и не народился гражданин-благотворитель, который в западных странах является основным филантропом, ибо число частных лиц среди жертвователей составляет до 80%. У нас же по-прежнему вся надежда на крупный капитал, на фирмы и компании. И именно от них, по крайней мере в 2010 году, будет зависеть
ситуация на ниве российской благотворительности. Ниве, скажем так, пока мало ухоженной.

НИКОЛАЙ КОЛЬЦОВ

Статьи рубрики "Главный акцент"

Все статьи номера

Оставить комментарий
В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.
 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...