События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: КОМУ ГОСУДАРСТВО ПОДАЕТ РУКУ

КОМУ ГОСУДАРСТВО ПОДАЕТ РУКУ

В преддверии второго чтения о СоцОНКО
КОМУ ГОСУДАРСТВО ПОДАЕТ РУКУ Новый парламентский год начался с хорошей вести: Госдума приняла в первом чтении внесенный президентом РФ в конце прошлого года
законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально
ориентированных некоммерческих организаций». Ко второму чтению закон о соцНКО будет готов после 13 февраля — в этот день
истекает срок подачи поправок к нему.

Законопроект после первого чтения существенных изменений не претерпел. Как пояснили МБГ в комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, основной пакет замечаний и поправок будет рассматриваться в ходе
второго чтения.

ЧТО ТАКОЕ СОЦНКО

Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются НКО, «созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, религиозных организаций) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также другие виды деятельности, предусмотренные
статьей 311 настоящего Федерального закона».

КАКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НКО ПОДДЕРЖИТ ГОСУДАРСТВО

1) социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и должное содержание в соответствии с установленными требованиями зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчеству;
9) деятельность и содействие деятельности в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта, а также содействие духовному развитию личности.

ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) размещение среди социально ориентированных некоммерческих организаций государственных и муниципальных заказов в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
 
УЧЕТ СОЦНКО

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные дминистрации, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, формируют и ведут федеральные, государствен-
ные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки.

ВОЗРАЖЕНИЯ

Концептуально законопроект оказался неприемлем только для фракции КПРФ, проголосовавшей против него. Их позицию выразил депутат Сергей Обухов.

— Самое страшное, — считает Обухов, — в том, что данная инициатива нам видится как элемент будущего отказа государства от своих базовых социальных обязательств, это предвестник сбрасывания государством социальных обязательств. Принятие этого закона приведет к всплеску коррупции, законопроект лишь формально говорит о поддержке социально ориентированных НКО, но на
самом деле эта поддержка эфемерна и может иметь коррупциогенный характер. Коррупционный потенциал, по мнению коммунистов, кроется в том, что в конечном счете оказание помощи НКО, переквалификация ее в социально ориентированную целиком и полностью за
висят от чиновников. Они единолично принимают решение о включении НКО в заветный реестр, они же из этого реестра
и «вычищают».

Озабоченность коммунистов разделяют и некоторые правозащитники — например, Сергей Андреев, руководитель Школы публичной политики. Он говорит и о том, что организации, получающие деньги от государства, будут лишены возможности критики власти — а это не улучшит позиции НКО.

Конечно, угрозу коррупции можно минимизировать за счет системы многослойного контроля и отчетности. Но мы уже свыклись с тем, что исполнитель всегда находит щелку для того, чтобы обойти букву закона.

СОЦНКО: ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВА

К основным из них я бы отнес следующие:

 формирование и осуществление государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
 разработку и реализацию федеральных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
 мониторинг и анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
 формирование единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
 финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций;
 пропаганду и популяризацию деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
 содействие региональным программам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
 организацию официального статистического учета социально ориентированных некоммерческих организаций,
определение порядка проведения выборочных статистических наблюдений за их деятельностью в Российской Федерации;
 подготовку и опубликование в средствах массовой информации ежегодного доклада о состоянии и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций;
 методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных
некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований;
 установление порядка ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, а также установление требований к технологическим, про граммным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспече-
ния пользования указанными реестрами;
 формирование инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Из перечня полномочий видно, что государство берет на себя присущие ему функции главного управленца. Но, повторюсь, даже из этих невинных намерений чиновник может свить железную узду для независимой общественной организации — и, коль уж у него
есть к тому наклонность, никто ему, кроме прокуратуры, проявлять «инициативу» не помешает.

Но не откладывать же закон до той поры, когда правовое сознание россиян достигнет небывалых высот, а «крапивное семя» генетически иссякнет в среде государственного чиновничества. В условиях, когда именно господдержка становится тем спасательным кругом, что поможет сотням, тысячам НКО удержаться на плаву, игнорировать ее из принципа, пожалуй, не очень разумно. Тем более
когда речь идет о деятельности, определяющей самочувствие неимущих, больных, обездоленных граждан.

К тому же выбор всегда остается за самой НКО, ее руководителем. Никого на аркане в реестр  СоцНКО затягивать не планируется.
Есть предложения и по уточнению толкований, расширению того или иного перечня, детализации льгот и форм помощи. Хотя в действующей редакции законопроекта содержится достаточное количество оговорок (типа «могут устанавливаться и другие виды деятельности… формы поддержки…» и прочее), что дает известную свободу маневра.

К принципиально важным для правки текста законопроекта можно отнести замечания Общественной палаты. Так, глава комиссии палаты по вопросам развития гражданского общества Мария Слободская считает, что «в нынешнем виде он (законопроект. — МБГ) не дает прямого ответа на вопрос о возможности осуществления предпринимательской деятельности социально ориентированными НКО». Авторы экспертизы Общественной палаты предлагают закрепить за такими структурами право заниматься бизнесом при условии, что все доходы от коммерческой деятельности некоммерческой организации будут направлены на уставную деятельность этой
НКО. То есть властям предлагается помогать НКО не столько «рыбкой», сколько «удочками». Если авторы закона действительно хотят содействовать становлению некоммерческих организаций, в частности благотворительного сектора, в стране, то предложение Общественной палаты, надо думать, будет принято.

Что касается порядка составления реестров, то его действительно нужно прописать в законе более четко. Максимальная открытость механизма включения в реестр и исключения из него — условие успешной реализации закона. В том виде, в каком процедура пропи-
сана в нынешнем тексте, она может стать рычагом давления на НКО, принуждения их к послушанию местной администрации. Этот риск можно и нужно свести к минимуму. Равно как и риск злоупотреблений при определении имущества, денег  и д ругих форм поддержки, адресованных соцНКО. Пока законопроект дает слишком общие определения, кому, какая, в каком виде может быть предоставлена
поддержка, каковы взаимосвязи тут между соответствующими структурами: финансовыми, административными,
управляющими недвижимостью и т.д.

А в таком вопросе любая недосказанность — лазейка для махинаторов. Закон же должен быть, как говорил профессор
Преображенский, окончательный, фактический, настоящий!

НИКОЛАЙ КОЛЬЦОВ



Статьи рубрики "Закон и благотворительность"

Все статьи номера

Оставить комментарий
В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.
 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...