События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: НЕ ПОДДЕРЖАТЬ НЕЛЬЗЯ ПОДДЕРЖАТЬ

НЕ ПОДДЕРЖАТЬ НЕЛЬЗЯ ПОДДЕРЖАТЬ

Светлые и темные стороны президентского Послания
В нынешнем Послании Президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ как никогда ранее была поднята тема благотворительной деятельности. Причем сделано это отнюдь не в декларативных тонах, что считается уместным в контексте политического документа, а в форме конкретных планов.


Так Дмитрий Медведев изначально подчеркнул, что «мы уже не первый год совершенствуем законодательство о благотворительной деятельности, однако проблемы в этой сфере остаются». В качестве примера он привел налогообложение повторной благотворительной помощи тяжело больному ребенку. До сих пор это бремя ложится на плечи его родителей. Кстати, этим примером до сего дня любили пользоваться многие ораторы, в том числе и высокопоставленные чиновники во время «круглых столов», где обсуждалась тема благотворительности и налогов. Будем надеяться, что отныне пример утратит свою актуальность, поскольку Президент вполне четко определил: «Средства, получаемые на поддержку детей от благотворительных организаций,
должны быть полностью исключены из налогооблагаемого дохода. Я рассчитываю, что Государственная Дума примет соответствующий закон в короткие сроки».

Далее Дмитрий Медведев обозначил путь разрешения еще одной долгоиграющей проблемы соцзащиты. «У нас практически отсутствует инфраструктура для жизни инвалидов и людей с тяжелыми заболеваниями, – сказал Президент. – Излишне добавлять, насколько остро эта проблема стоит для детей. Даже поездка в школу для ребенка-инвалида часто превращается в пытку. Найти автобус, приспособленный для перевозки детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – целая проблема. Подъем на колясках в жилых домах, в учреждениях – чаще всего просто невозможен».

Это некая констатация факта. А вот предметное решение: «Создание полноценных условий для активной жизни детей-инвалидов должно стать приоритетом при реализации новой государственной программы «Доступная среда».

И третий аспект, касающийся непосредственно НКО благотворительной направленности. Здесь не будет лишним привести расширенную цитату из Послания: «Модернизируя систему государственных услуг, надо обратить особое внимание на социальные услуги населению. Считаю, что мы должны активнее подключать к их оказанию некоммерческие организации. Они зачастую лучше знают ситуацию на местах, чем даже органы власти, имеют уникальный опыт и помогают людям, которые попали в трудную ситуацию. Я полагаю, что участие некоммерческих организаций может сделать социальные услуги более предметными и адресными, и что крайне важно, снизит уровень коррупции в госаппарате. Федеральным ведомствам нужно разработать четкую и прозрачную
систему отбора НКО для выполнения таких функций. Выбирать нужно зарекомендовавшие себя организации, которые пользуются настоящим доверием у населения, работают не первый год, или созданы на базе организаций, которые до того имели соответствующий опыт».

То есть, можно сказать, лед тронулся в том самом месте, где годами торчали завалы из чиновничьего произвола и неразберихи. Смычка вольной благотворительности с административным ресурсом, о которой иные мечтали, а иные считали ее началом гибели истинной филантропии, наконец-то претворится в жизнь. И задача третьего сектора взять из этого процесса все положительное и отринуть все отрицательное. Например, попытку администрации сесть на голову негосударственным фондам.

А указание Дмитрия Медведева в данном случае звучит так: «Я поручаю Правительству доработать нормативно-правовую базу участия некоммерческих организаций в системе оказания государственных социальных услуг. При этом расширить использование конкурсных механизмов их финансирования».

Не оставляет место толкованиям и другое указание руководителя страны. Так Президент распорядился заморозить размер обязательных страховых выплат для организаций малого и среднего бизнеса на  два года (оставить 26%, тогда как остальные будут платить 32%). Однако настоятельные просьбы, звучавшие весь год от НКО и Общественной палаты, включить в тот же список и некоммерческие организации благотворительной направленности остались незамеченными. Здесь уже повод попенять на несовершенство Послания. Что, в частности, и делает Ольга Рейман, президент благотворительного фонда «Кто, если не Я?».

«Теперь некоммерческий сектор может угаснуть ровно на ту 1/3, которую каждая некоммерческая организация будет отдавать в бюджет вместо того, чтобы тратить это на реализацию социальных программ в рамках своей уставной деятельности. Ведь фонд оплаты труда – основной расход НКО», – констатирует О. Рейман.

К этому можно добавить, что правовое поле благотворительной деятельности продолжает зиять пустотами, которые всяк чиновник затыкает по своему усмотрению, что существенно обедняет возможности действующего законодательства. Свод статей закона, окончательно формирующий облик, уклад и деятельность благотворительного сообщества России, пока остается в грядущих планах. Однако то обстоятельство, что о проблемах отечественной филантропии говорит высшая власть в стране и движение в этом направлении все-таки наблюдается, дает немалые основания для оптимизма. По крайней мере большие, чем для пессимизма.


НИКОЛАЙ ПЕТРОВ

Статьи рубрики "Главный акцент"

Все статьи номера

Оставить комментарий
В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.
 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...