События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: МИЛОСЕРДИЕ БЕЗ МИЛОСЕРДИЯ

МИЛОСЕРДИЕ БЕЗ МИЛОСЕРДИЯ

Ё – как первая буква в алфавите новой социальной ответственности бизнеса
<b>МИЛОСЕРДИЕ БЕЗ МИЛОСЕРДИЯ</b><p> Сначала немного о том, что в массе своей представляет собой социальная ответственность. В российском контексте она чем-то похожа на повинность. Причем военную. Ее, конечно, можно избежать, но, если ты предполагаешь делать карьеру в этой стране, то в уклонисты уйти – себе дороже. Вредно для имиджа. Правда, если военную лямку у нас тянут год, то нести социальную ответственность приходится ровно столько, сколько существует твой бизнес. К ней, к этой ответственности, у нас привлекают за большие успехи в предпринимательстве.

Да, есть случаи и добровольного капиталоемкого милосердия, но они все же скорее исключения, чем правило. Доказать здесь что либо трудно. От души ли вложены деньги владельца нефтекомпании в строительство аквапарка в заполярном поселке, где живут его рабочие, или магната пригнула власть. Да, собственно, никому из трудящихся нефтяников это и не интересно – интересен результат.

Но когда мы говорим о природе социальной ответственности – в частном ли, в корпоративном ли исполнении, – мы все-таки должны отдавать себе отчет, что появившаяся почти на всех сайтах крупных компаний страничка-отчет о политике социальной ответственности – это в определенной степени результат государственного насаждения добрых чувств в среде современного российского бизнеса. Хотя, еще раз оговорюсь, есть в нашей новейшей истории социально-благотворительные практики, где в основе моральные и этические воззрения владетелей крупных капиталов.

Зачем мы отвлеклись на этот вопрос, честно сказать, имеющий косвенное отношение к проблеме участия бизнеса в социальных программах? Сам – не сам пришел бизнесмен к мысли капитально вкладываться в социалку, это вторично. Первична суть, характер этого вклада.

В нынешней России работают сотни, тысячи программ, которые можно отнести к проявлению социальной ответственности бизнеса. Как правило, они направлены на благо своих кадров – на финансирование соцпакетов, на летний отдых детей сотрудников, на оплату лечения ветеранов и так далее. Компании рангом столь высоким, что в их зону ответственности попадают целые города, а то и регионы, могут вести объемное жилое строительство, брать на свой баланс местное образование, здравоохранение и культуру. И, наконец, как бы высшая форма социальной ответственности бизнеса – это его долевое участие в реализации государственных программ, долгосрочных и системных.

Все это, естественно, приветствуется властью и общественностью. А также указывает на отечественный бизнес как на бизнес с человеческим лицом.

Между тем то, что достигается так мудревато в оформлении филантропических ритуалов, в системе координат "бизнес-государство-социальная политика" решается с помощью простых механизмов. То есть, деньги широким и постоянным потоком идут (должны идти) на социальные нужды государства через налоги, законы и сам бизнес. Последний момент как раз наилучшим образом можно проиллюстрировать с помощью автомобильной инициативы Михаила Прохорова. Ё-мобиль – социально ориентированный проект. При желании его даже можно было бы причислить к проявлению социальной ответственности бизнесмена. Хотя по всем признакам это самый настоящий бизнес-проект. Он рассчитан на получение прибыли, на расширение предпринимательского формата, на выход к новым источникам расширения прохоровского дела.

Бизнесмен нигде не напирал на благодетельный характер новодела. Не говорил о том, что вот, мол, изболелась душа о россиянине со средним достатком, не имеющим возможности обрести качественное авто за сравнительно небольшие деньги. И социальную напряженность в массах, изнуренных продуктом отечественного автопрома, тоже, вроде, не собирался снижать. Он просто, в русле естественного бизнес-поиска, вышел на перспективное производство. И, похоже, пока у него все получается.

Бизнес совпал с социальными спросом. И – никакой болтовни об ответственности, филантропии, гуманистической составляющей предпринимательства. Вот, на мой взгляд, в чем и заключается естественная форма существования "социальной ответственности" бизнеса – в том, что он делает, производит.

Если он одной рукой отчисляет деньги на благотворительные программы, участвует в социально значимых проектах, а другой строит пирамиды, вкладывает активы в чужую экономику, уводит миллионы из света в тень, то какая же цена такой филантропии. Да ведь при том еще такое "великодушие" выдается за порыв души. Что-то сродни купеческому взносу на церковь после воровства на государственном подряде.

Вот тем и плоха социальная политика бизнеса, мотивированная исключительно соображениями безопасности. Потому честнее и опрятнее не принуждать бизнес к какой-то особо проявляемой социальной ответственности. Надо освободить его от обязаловки филантропии. Пусть он строит детсады и стадионы, но ровно столько и так, как к этому его обязывает закон, а не некая мораль или, что вернее, звонок из администрации президента. Уверен, при такой постановке дела добра в нашей стране прибудет.

А лежит душа к филантропии, отдаляйся от дел, создавай свой фонд и вкладывайся в богоугодные дела, среди которых, между прочим, и облегчение участи отечественного автомобилиста.

Сергей Андрианов

Статьи рубрики "Благотворительность и бизнес"

Все статьи номера

 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...