События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: Что предлагает концепция

Что предлагает концепция

19 ноября 2008 года в Москве прошел Второй всероссийский форум "Благотворительность в России: проблемы и перспективы развития". На нем Департамент стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития РФ представил проект Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. Во вступительной части документа отмечается, что в последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности. И в то же время для такой страны как Россия остается значительным разрыв между количеством граждан и организаций, заявляющих о потенциальной готовности к благотворительности и добровольчеству, и реально ведущими благотворительную и добровольческую деятельность.
Что предлагает концепция

В числе основных причин такого положения – недостаточная эффективность налоговых стимулов, низкий уровень доверия граждан к благотворительной сфере, неразвитость инфраструктуры поддержки благотворительной и добровольческой деятельности. Решение этих проблем без развитой правовой базы, ориентированной на современные, в том числе проверенные временем и мировым опытом технологии благотворительства, невозможно. Приведем некоторые предложения, содержащиеся в проекте.

Итак, что предлагает Концепция.

1. Для физических лиц и добровольцев:

  • Расширение налоговых стимулов участия в благотворительной деятельности через распространение права на получение социального налогового вычета из базы налога, уплачиваемого физическими лицами- благотворителями на пожертвования: организациям науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения; благотворительным организациям; на цели формирования и пополнения целевого капитала НКО.
    В настоящее время указанный социальный налоговый вычет применяется только в отношении организаций, полностью или частично финансируемых из бюджетных источников.
  • Ускорение сроков и снижение издержек реализации процедур получения физическими лицами социального налогового вычета. Предлагается предусмотреть возможность получения социальных налоговых вычетов непосредственно у налогового агента (работодателя) до окончания налогового периода, по аналогии с механизмом администрирования имущественного налогового вычета на приобретение или строительство жилья.
  • Исключение из базы обложения налогом на доходы физических лиц и единого социального налога выплаты добровольцам, за найм жилого помещения и проезд, связанные с осуществлением добровольческой деятельности. Основанием для получения такой льготы станет факт наличия соглашения о добровольческой деятельности, заключенного между добровольцем и НКО.
  • Повышение социальной защищенности участников добровольческой деятельности через формирование механизмов, позволяющих им участвовать в программах медицинского и социального страхования.

2. Для предприятий и организаций:

  • Предоставление права на налоговые вычеты по налогу на прибыль (в пределах установленных ограничений) в отношении благотворительных пожертвований, осуществляемых предприятиями и организациями: на цели формирования и пополнения целевого капитала некоммерческих организаций; в пользу государственных и муниципальных учреждений, негосударственных некоммерческих организаций, ведущих уставную деятельность в приоритетных, общественно-значимых направлениях, в том числе в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, социальной помощи, а также других направлениях, предусмотренных законом; в пользу благотворительных организаций, отвечающих дополнительным требованиям по прозрачности механизмов управления их деятельности и ведения отчетности.
  • Распространение практики предоставления субъектами РФ вычетов в части 4% ставки по налогу на прибыль в отношении пожертвований предприятий и организаций благотворительным и некоммерческим организациям.
  • Установление требования обязательного ведения корпоративной социальной отчетности для акционерных обществ, не менее 51% акций которых находится в собственности государства и величина доходов которых превышает установленный уровень.

3. Для благотворительных организаций:

  • Включение в перечень определенных в законодательстве целей благотворительной деятельности также: социальную реабилитацию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, живущих в семье, где доход на одного члена семьи не превышает прожиточного минимума; защиту прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов; оказание юридической помощи и правовое просвещение населения; профилактика социально опасных форм поведения. o Расширение перечня организационноправовых форм благотворительной деятельности. Сегодня закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" предусматривает только три таких формы: общественное объединение, фонд и учреждение.
  • Разработка новых правил налогообложения некоммерческих, в том числе благотворительных организаций (включая благотворительные фонды), предполагающих освобождение их от налога на прибыль. o Распространение практики предоставления субъектами РФ вычетов в части 4% ставки по налогу на прибыль в отношении благотворительных организаций.
  • Введение статуса благотворительной организации, которая освобождается от обложения налогом на прибыль. При этом в отношении жертвователя, сделавшего пожертвование в данную организацию, также распространяются льготы по налогу на прибыль.
    Условия получения такого статуса -
    • наличие наблюдательных или попечительских советов с определением основных прав и обязанностей членов таких советов и базовые процедуры их деятельности;
    • наличие в уставе закрытого списка видов деятельности из перечня видов деятельности, установленных законом; – специализированные требования для регистрации указанного статуса (при этом устанавливается, что иные некоммерческие организации должны регистрироваться в том же порядке, что и коммерческие организации);
    • специализированные требования к отчетности при упрощенной форме ежегодной отчетности для малых организаций, а также иных некоммерческих организаций;
    • проведение ежегодного независимого аудита для подтверждения целевого использования средств;
    • требования к публикации в сети Интернет документов, предоставляемых организацией в регистрационный орган при регистрации (включая устав организации), а также отчетов о содержательной и финансовой деятельности в соответствии со специализированными стандартами.
  • Создание новой организационно-правовой формы некоммерческой организации "некоммерческое общество", позволяющей объединять в качестве соучредителей граждан и юридических лиц.

Реализуя эти и другие положения концепции мы, по уверению ее авторов, можем обеспечить рост поддержки обществом благотворительной деятельности, расширение объемов пожертвований и притока в благотворительную сферу еще большего числа граждан.

Статьи рубрики "Общественная палата РФ"

Все статьи номера

 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...