События, решения

Фортуна Севастьяна

"Московская благотворительная газета" продолжает летопись семьи Елены и Севастьяна Фортуны. Напомним, что публикация этой летописи началась в первом номере, когда мы рассказали о том, как Елена усыновила Севу, воспитывавшегося в одном из московских домов ребенка.
Фортуна Севастьяна

"СТРАШИЛКИ"

Любой, кто собирается стать родителем, наверняка задумывается над тем, кем станет его ребенок в будущем, каким человеком он вырастет. Конечно, многое зависит от нашего родительского таланта, но не секрет, что важную роль в судьбе человека играет наследственность, определяющая его способности, черты характера, манеры. И если качества собственного ребенка мы еще худо-бедно можем спрогнозировать, то приемный малыш чаще всего оказывается закрытой книгой, развитие сюжета которой трудно предугадать.

Думала ли об этом Елена Фортуна, решив стать мамой Севастьяна?

- Может быть, это покажется банальным, но главное, по-моему, вырастить хорошего человека, – говорит Елена. – Кстати, перед тем как забрать Севу, у меня состоялся серьезный разговор с заведующей домом ребенка, из которого следовало, что… все плохо. Мне даже показали "неблагоприятное для мальчика" заключение педагогов: проблемы с развитием, не сможет учиться в обычной школе... Зачем, спрашиваю, вы все это мне показываете? Чтобы вы были в курсе. Во-первых, говорю, это не изменит моего решения. Во-вторых, все, о чем вы мне сообщили, еще не факт. Я же смотрела медицинскую выписку – серьезных нарушений, в том числе умственных, нет. Просто ребенок немного отстал в развитии, что в его ситуации неудивительно.

Елена тут же связалась со знакомым психологом – раз есть проблема, будем ее решать! – и получила полную поддержку своего решения. Но при этом у нее и мысли не было отказываться от намерения усыновить Севу.

Сегодня, спустя два месяца после воцарения Севушки в ее небольшой двухкомнатной квартире в Чертанове, ей смешно вспоминать эти "страшилки". Мальчик успешно занимается с логопедом, учит и с удовольствием рассказывает стихи, от "задержки в развитии" практически не осталось и следа. Елене, как и любой мамаше, уже кажется, что ее ребенок самыйсамый...

Вывод: решившись на усыновление, не стоит искать гениального малютку, который мог бы прославить вас в будущем. Как бы ни старались работники детских учреждений, заменить своим воспитанникам семью они не могут. Первое впечатление о ребенке может быть очень далеким и от наших представлений о "бедной крошке, которой нужны родители", и от того, каков малыш на самом деле. Лучше слушать свое сердце.

ВОСПИТАНИЕ

Самая трудная из родительских обязанностей – это, конечно, обязанность воспитывать ребенка, растить из него "настоящего человека". Порой в этом деле без строгости не обойтись. Но для приемного родителя вопрос – нужно ли быть строгим – ох как непрост.

- Строгость не самоцель, – считает Елена. – Но нужно стараться показывать ребенку логическую связь между его поступком и последствиями. Для многих детей, даже домашних, эта связь не очевидна, поэтому их поведение порой кажется нам "неадекватным".

Елена рассказала историю, которая произошла в самом начале их совместной с сыном жизни. Гостья принесла коробку зефира, и никто не заметил, как мальчик откусил по кусочку от каждой зефирины. Когда же это обнаружилось, виновных, как это водится у детей, не нашлось. Одну зефирину мама дала ребенку съесть, а остальные отправила в мусорное ведро со словами: "Вот видишь, из-за твоего поступка никто не смог попробовать лакомство". Сомнения, конечно, были: не слишком ли строго обошлась с малышом? Некоторым читателям дневника Елены в ЖЖ, где она описала эту историю, стало мальчика жаль, но большинство поддержало: логика действий очевидна, ребенку это послужит хорошим уроком.

- Наверное, мальчику нужно мужское воспитание, "мужская рука". Но у меня и у самой характер твердый, – говорит Елена.

- Кстати, с появлением в моей жизни ребенка мое отношение к мужчинам очень изменилось. Я теперь твердо знаю: мужчина, если он захочет найти себе место в моей жизни, должен принять моего ребенка как своего. Что же касается проблемы воспитания в отсутствие "мужской руки", то мне кажется, это не мешает заложить в ребенке, мальчике, правильное отношение к жизни, к женщине. По крайней мере, он не видит негативного в этом плане примера. А отношения мать-сын очень важны для будущего мужчины. И я поощряю его мужское начало: куда-то идем – сам несет свои вещи, открывает мне дверь. Мне все говорили: почему ты не хочешь усыновить девочку? Отвечаю: у нас в стране мало нормальных мужчин. Будем их растить.

ЛЮДМИЛА ЗАЦЕПИНА

ИЗ ИНТЕРНЕТ-ДНЕВНИКА ЕЛЕНЫ ФОРТУНЫ ("Живой журнал" http://fortunka.livejournal.com)

15 ноября
Вчера был ровно месяц, как я забрала Севушку из дома малютки. Всего-то месяц! А кажется, что не было никакого дома ребенка, и Севка всегда жил со мной и котом Матрасом в нашем Чертанове, в домике с белыми и оранжевыми стенами, книгами и маленьким стадом компьютеров системы Макинтош.
<…> Каждый день что-то случается, мальчик учится каким-то простым и обыденным вещам, про которые даже и писать-то странно. Ну, научился ложку правильно держать, например. Или отодрал полоску обоев в Белой комнате – интересно же, что там, под этими белыми наклеенными бумажками! <…>

18 ноября
Просто чудо какое-то. Устроила ребенка в детский сад, который прямо под моими окнами. Весь процесс устройства, вместе с дорогой "в инстанцию" туда-обратно, занял 2,5 часа. <…> Правда, сад не логопедический, так что логопеда по-прежнему ищем, но главное, он будет все время общаться с детишками, а это само по себе хорошо развивает.

20 ноября
Отучаю ребенка от требований, приучаю к просьбам. Вместо "Муууультик!" или "Пииить!" или "Кафетку!" учимся говорить "Мама, включи мне мультик... дай попить... дай конфетку". Мне почему-то кажется, что это правильно.
Сегодня у нас приступ вредности, поэтому получается хуже, чем обычно. Видимо, погода так действует – сын вредничает и не спит днем. Позавчера был ангел просто, ни разу голос не повысила, а вчера и сегодня хулиганит. Надеюсь, завтра "волна вредности" схлынет.

23 ноября
Теперь у нас есть место на парковке около дома. <…> Соседи проголосовали за меня практически единогласно. <…> Севка, разумеется, трогательно хлопал голубыми глазенками и всем улыбался – что-что, а обаяние включать, когда надо, он умеет намного лучше, чем я.

25 ноября
Ура, у нас теперь есть логопед. Из нашей районной поликлиники, будет заниматься с нами по выходным.

30 ноября
Я превратилась в типичную сумасшедшую мамашку. Мне кажется, что мой ребенок лучше всех. И хочется все время этим хвастаться. Наверное, непедагогично ужасно. Вчера сходили в первый раз к логопеду. Севка очень старался и даже к концу занятия уже был виден прогресс. А вечером, когда ехали в машине домой, неожиданно начал декламировать незнакомое мне стихотворение про листопад. ("Листопад, листопад, листья желтые летят. Под ногами шуршат. Скоро будет голый сад...") Из каких глубин оно вдруг всплыло – непонятно, но мне кажется, что активное "говорение" из него еще много чего вытащит наружу. Вот с утра нынче спел мне песенку про песочницу, которую я тоже раньше не слышала <…>

3 декабря
<…> Стараемся каждый день заниматься: то слоги проговариваем, то стихи учим, то картинки складываем. Севка стал несобранным: пять минут сидит спокойно, потом начинает ерзать и смотреть по сторонам, сучить ручками и ножками и непонимающе хлопать глазками. Хотя все знает и понимает. <…> Педагог – самая героическая профессия :)

7 декабря
Наконец-то отдала документы на прописку ребенка <…> благоразумно взяла с собой Севчика, он поулыбался начальнику паспортного стола, и тетенька, за пять минут до этого пославшая меня (по причине отсутствия копии одного документа), подошла и предложила отксерить этот документ у них.
Севка – совсем домашний с виду мальчик, приветливый, поначалу застенчивый и не агрессивный абсолютно, не враждебный. Если ему кто-то или что-то не нравится – он тихо уходит от общения, а не скандалит. По моим ощущениям – он вообще очень какой-то... благодарный, не подберу более подходящего слова. Радуется тому, что есть. Не канючит и не требует. Не капризничает. Что странно, конечно, для такого мелкого ребенка, но мне это нравится. Завтра Севушка отправляется в садик. Страаааашно. Как он там будет? Наденет ли ботиночки правильно? Помогут ли ему завязать шнурки? Не перепутает ли он штанишки для физкультуры с теми, в которых просто будет ходить в группе? Нормально ли будет общаться с другими детишками, появятся ли у него друзья? И, наконец, главные вопросы – не будет ли он думать, что его отдали обратно в дом ребенка (ДР)? Я не знаю, что он думает о своей прошлой жизни, что помнит, а между собой мы непредусмотрительно называли ДР "садиком", так что ассоциации могут возникнуть запросто. Я не спрашиваю его о ДР, чтобы воспоминания поскорее стерлись, но за неполных два месяца ведь не сотрутся... И про садик каждый день говорю, что буду его туда отводить и забирать, но страшно, страшно.
Еще очень беспокоит рисование – совсем он с ним не дружит, даже раскраски разонравились (надеюсь, временно). А в саду надо будет заниматься…

Статьи рубрики "Акция "Ищу семью!""

Все статьи номера

 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...