События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: «Слова такого у вайнахов нет, а благотворительность — есть»

"Слова такого у вайнахов нет, а благотворительность — есть"

В последние годы, услышав слово "Кавказ", многие россияне чуть ли не вздрагивают. Сразу же представляют себе войну, разруху, нищету, бородачей с автоматами, лица шахидок, на которые фанатизм уже наложил смертную печать… Все так и в то же время не так. Есть и другое. Кавказская верность родичу, другу и Отечеству, кавказское гостеприимство, кавказские традиции взаимовыручки и взаимопомощи, кавказская готовность поделиться с нуждающимся последним куском хлеба.
Об этом и говорил "Московской благотворительной газете" представитель вайнахской диаспоры АХМЕТ АРСАНОВ – бывший представитель президента России в Чечено-Ингушской Республике, внук шейха Денни Арсанова, основателя одного из крупнейших вайнахских вирдов накшбандийского течения суфийского ислама.

- Уважаемый Ахмет, насколько мне известно, мусульманских благотворительных фондов не так много...

- Ну, не так уж и мало. Но дело не в их количестве. Слова такого у вайнахов нет, а благотворительность – есть. Просто о добре, которое сделал, у нас говорить не принято, даже неприлично. Считается, раз Аллах помог тебе стать богатым, значит, ты, жертвуя часть своего богатства, благодаришь тем самым Аллаха за оказанную тебе милость. Разве этим можно хвастаться?

То, например, что сделали для людей те же братья Джабраиловы, известные в России предприниматели, многим фондам просто не под силу. И не только для этнических вайнахов, но и для русских, людей других национальностей. А разве они трубят об этом на каждом перекрестке? Но ведь и русские люди тоже считают своим долгом помогать не только своим соплеменникам. И это правильно. Беда, она, знаете ли, безразлична к национальности. Она любого настигнуть может, и любому человеку в такой ситуации нужна помощь.

В общем, не только Коран, но и Библия, и другие святые книги говорят о необходимости помогать нуждающимся. Но, увы, далеко не все поступают так, как предписывает вера! Если бы жили по вере, и нуждающихся было бы значительно меньше.

- Вы – чеченец, жили и учились в Грозном, работали в России. Как объяснить то, что в последние десятилетия мы пережили, да и сейчас еще переживаем, всплеск нетерпимости к людям другой нации, что в стране даже война на этой почве случилась?

- Да, в годы моей юности, учебы в школе, институте я даже подумать не мог, что такое произойдет. Не мог и предположить, что в процессе возрождения национальных традиций, например, на моей родине возникнут столь острые противоречия даже внутри моего народа – между представителями различных тейпов, вирдов… Разумеется, каждый чеченец или ингуш и раньше знал, где находится родина его предков, почитал место, где стоит его родовая башня, где покоятся его предки. Знал, какого устазасвятого почитает его род. Но основными все-таки были законы дружбы, в том числе с соседями, взаимовыручки, взаимопомощи.

Понятие тейпов и вирдов начало возрождаться с приходом к власти Джохара Дудаева. Надо полагать, этим он пытался сплотить нацию.Но вышло-то все наоборот. Люди начали вспоминать, кто из них из "чистого" тейпа, а кто – из не очень, кто из смешанного… Друг друга начали оценивать не по деловым качествам, не по духовному богатству, а по принадлежности к тейпу. На работу, учебу стали принимать опять же не по профессиональным качествам, не по знанию или умению, а по близости к власть предержащим. Во времена Дудаева у власти были ялхороевцы, во времена Масхадова – аллероевцы. Значит, и дороги были открыты его однотейповцам. То же самое происходило и в Ингушетии. И это во многом взорвало мир в наших краях.

- Но я знаю и то, что даже в условиях разгула национализма, сепаратизма в той же Чечне, в условиях войны далеко не все вайнахи проявляли жестокосердие к иноплеменникам…

- Это так. Но ведь человеческое из человека никому вытравить не удается. Давайте вспомним, что у нас даже поговорка такая есть: человек другой национальности – сирота. Ему требуется уделять особое внимание, помогать. Поэтому даже во время боевых действий в Чечне многие относились к русским, как бы это сказать… Бережно, покровительственно, что ли.

Мне могут возразить: мол, из 380 тысяч русскоговорящих, живших в Чечне и Ингушетии до войны, сейчас осталось около 40 тысяч. Русских выгоняли из квартир, убивали, изгоняли с работы, вынуждали покинуть республику. Да, все это было! Но было и другое: когда русские семьи уезжали из обстреливаемого и разбомбленного Грозного в чеченские села и находили там не только кров, но и уважение. Во время и первой, и второй войны в доме моего брата в Шалажи жили несколько русских семей, наших соседей по Грозному. Их дома были разрушены, и когда Грозный был освобожден, им просто некуда было возвращаться. Они переждали самые опасные времена у нас, а потом уехали на свою историческую родину в Курск.

А бандиты, знаете ли, они в каждой нации есть. Нельзя по нескольким сотням и даже тысячам выродков судить о целом народе.

- В Москве немало диаспор, большинство из них имеют высокий уровень самоорганизации. Но, как мне кажется, вайнахская диаспора – понятие скорее формальное, а фактически люди объединяются вокруг неформального лидера, как правило, однотейповца. Я не ошибаюсь?

- Есть такое. Но объединяются, скорее, не по тейповому признаку, а по принципу землячества. У нас до седьмого колена близкими родственниками считаются. А уж если ты человек известный – то вся республика тебе родственники. В свое время Махмуд Эсамбаев это на себе испытал. А сейчас наши известные бизнесмены, такие как Бажаевы, Джабраиловы и другие это испытывают. Каждый день у них десятки просителей. Все со своими проблемами к ним идут.

Но как бы мы ни объединялись, главное – становимся одним, объединяемся, а не пытаемся отделяться, отчуждаться друг от друга. Когда мы вместе, нам ничего не страшно, мы любую проблему можем решить.

И это справедливо как для моего народа, так и для народов всей нашей большой России.

ЛЮДМИЛА АВЕРИНА

НАША СПРАВКА

ШЕЙХ ДЕННИ АРСАНОВ

Родился в 1851 году, скончался в декабре 1917 года. Был активным сторонником свержения российской монархии и, вместе с тем, отказался поддержать противников большевизма. Д. Арсанов выступал за сохранение Северного Кавказа в составе России и мирное сосуществование коренных народов с русскими колонистами. После гибели шейха и его старшего сына, бывшего офицера царской армии Якуба (1920), духовным преемником отца был объявлен другой его сын – Бахауддин Арсанов (1893-1962).

Статьи рубрики "Благотворительность и диаспоры"

Все статьи номера

Оставить комментарий
В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.

Байрамов Руслан Ренатович[ 03.08.2019 10:28:11 ]
МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров. Вселенной я Творец. Создатель я людей всего я суть. Я Бог любви и милосердия. Я есть Творец и свет всего. Я дух святой я Истина. Единый я Господь я мощь и сила. И ангелы ответили ему. Хранители мы ибо есть. Все знающий все видящий. Объемлющий добро дающий. Единый вечный наш. Дающий жизнь нам всем. Един единый он единства. И сила мощь его хвала тебе. Наш справедливый наш свет. Господь и Милосердия. ******************************************************* МОИ СТИХИ Обитель доброты и Милосердия. Есть храм души и духа смысл. И веры чистота учений мудрых суть. Трудов благих даяний светлых. Земная жизнь есть бога Милосердия людям. И храм добра от слов его. Есть вышей дар для нас. И нам дана во благо всех. В единстве да в мольбе взывая. К единому Творцу моля помочь. И силы дать. Лишь он дающий нам. Есть Милосердный Боже. От всей души благодари. От благ своих добро твори. От доброты люби. От веры верь от Бога вера. *************************************** МОИ СТИХИ Взывая к Богу доброты и веры. Да не забудь благодарить его. Скажи ему спасибо вам большое. Зато что дал тебе уже из благ своих. Да обратись к нему с любовью. И нежно ласкова скажи. Я верю в вас. Вы добрый Бог дающий нам Надежду и любовь. Вы дали нам всем жизнь. Мы благодарный вам. Большое вам спасибо. За все что дали нам. Благодарим. Автор. Байрамов. Руслан. Ренатович. Понравилось поддержи деньгами. Если не в тягость. Россия. Мой счет. 4276 4600 1350 8762 VISA.

Артур[ 29.05.2013 23:31:16 ]
ребята,мне очень нужна ваша помошь,хочу воплатить свою мечту,я ёё обязан воплатить,для этого нужны деньги,50000 т.р. кто сколько может пришлите,рублей по 50 хотябы!!! мои реквезиты 4276880032372546 яндекс деньги!!!!!!!! webMoney R262533256339

марет оздоева[ 10.03.2012 15:24:31 ]
здравствуйте. у меня четверо детей, из них двое детей инвалидов, у одного диагноз ьдцп, у другого атрезия ануса,мультикистоз правой почки и множество других пороков. куда я только не ездила, сколько бы операции нам не делали результатов проктически нет уребенка недержание мочи и кала, постоянно болеет.хотели поехать на лечение в Германию, но средств на лечение нету и по моему не предвидется, прошу вас раджи аллаха помочь мне и моим детям.

Flint[ 16.01.2009 23:13:43 ]
вы правы, Лилия, согласен на все сто... да и Ахмет о том же говорит...

Лилия[ 14.01.2009 15:29:59 ]
Благотворительность не должна иметь национальности! Мы все должны помогать нуждающимся, какой бы национальности они ни были!!! Думать иначе – фашизм!

 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...