События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: Взаимодействие благотворительных НКО Москвы с органами власти разного уровня

Взаимодействие благотворительных НКО Москвы с органами власти разного уровня

В российских условиях характер взаимодействия организаций благотворительной направленности с органами власти является одним из важных условий их эффективной деятельности. Не являясь коммерческими структурами, благотворительные организации, особенно на первоначальном этапе своей деятельности, остро нуждаются в ресурсах (финансовых, человеческих, организационных, информационных и т.п.) и всевозможных льготах (налоговых, по оплате помещений, коммунальных услуг). В этой связи вопросы хорошего отношения с представителями власти, доверие, взаимопонимание и партнерство становятся для них приоритетными.

Одной из задач исследования было выявление мнений руководителей московских благотворительных организаций по некоторым вопросам их взаимодействия с органами власти разного уровня.

Оценка частоты взаимодействия благотворительных НКО Москвы с органами власти разного уровня

Анализ данных исследований позволяет сделать вывод о том, что взаимодействие столичных благотворительных организаций с органами власти разного уровня является не очень активным. Лишь около трети участников опроса оценивают свои контакты с органами власти как частые. Около половины опрошенных ответили, что редко взаимодействуют с различными властными структурами. При этом на частоту взаимодействия благотворительных НКО с органами власти не оказывают существенного влияния размер организации и время ее существования. Регулярность взаимодействия благотворительных организаций с властными органами определяется прежде всего характером и уровнем властных структур (см. диаграмму 6.1-1). Так, чаще всего представители благотворительных НКО обращаются в правительство Москвы и Мосгордуму – на это указывают 40% респондентов. Треть опрошенных достаточно часто взаимодействуют с федеральными органами власти, столько же – с органами местного самоуправления.

Взаимодействие благотворительных организаций с органами власти несколько чаще происходит по инициативе первых. Только около 20% опрошенных отмечают, что представители властных структур часто контактируют с благотворительными организациями по собственной инициативе, половина руководителей НКО уверены, что власти обращаются к ним редко.

Следует отметить, что частота контактов органов власти с благотворительным сектором также зависит от уровня властных структур (см. диаграмму 6.1-2). Как показали результаты опроса, 28% респондентов оценивают контакты правительства Москвы и Мосгордумы с благотворительными НКО г. Москвы как частые, федеральные органы власти часто обращаются в благотворительные НКО по мнению 20% респондентов. Еще 22% опрошенных отмечают высокую частоту контактов муниципальных властных органов с благотворительными организациями.

Формы и характер взаимодействия благотворительных НКО Москвы с органами власти разного уровня В рамках проведенного исследования участников опроса попросили выделить основные формы взаимодействия благотворительных НКО с органами власти (см. диаграмму 6.2-1). Данные исследования показывают, что властные структуры достаточно активно используют потенциал благотворительных организаций в рамках реализации совместных социальных акций и программ. Более половины опрошенных отметили, что чаще всего благотворительные организации и органы власти взаимодействуют в рамках проведения совместных мероприятий. Так, 56% респондентов к основным формам взаимодействия отнесли участие в мероприятиях, проводимых органами власти. Формат совместной реализации социальных программ в качестве основного назвали 55% участников исследования.

Вместе с тем существуют и другие, при этом весьма разнообразные формы взаимодействия НКО с властными структурами. Участники исследования выделили формат финансовой и материальной поддержки для осуществления благотворительной деятельности. По мнению 51% опрошенных, одной из основных форм взаимодействия является участие благотворительных организаций в конкурсах на получение грантов. Более трети опрошенных (39%) назвали финансовую поддержку НКО со стороны органов власти. Также, по мнению участников опроса, благотворительные НКО достаточно часто используют формы информационного и организационно-правового взаимодействия с властными структурами.Более трети опрошенных (38%) назвали участие в семинарах и конференциях по вопросам взаимодействия НКО с властью, 28% опрошенных – участие в разработке нормативно-правовых актов, 23% респондентов – информационную поддержку НКО со стороны органов власти.

Важнейшим показателем взаимоотношений московских благотворительных организаций и органов власти является оценка обеими сторонами характера взаимодействия между ними. Оценивая позицию органов власти по отношению к благотворительным организациям, около половины руководителей благотворительных НКО считают, что на сегодняшний день она является нейтральной, то есть органы власти не помогают, но и не препятствуют деятельности благотворительных организаций. Мнения, что государственные органы власти активно сотрудничают и помогают благотворительным НКО, придерживаются меньше – около трети респондентов (см. диаграмму 6.2-2). Негативные оценки взаимодействия хотя и присутствуют, но в весьма небольшой доле. При этом характер оценок различается в зависимости от уровня властных структур. Чаще руководители благотворительных организаций отмечают позитивное отношение к благотворительным НКО преимущественно со стороны московских властей (правительство Москвы и Мосгордума) – 40%. Мнение об активной поддержке благотворительных организаций федеральными и муниципальными органами власти встречается реже (соответственно 26 и 28% опрошенных). Оценки респондентами позиции, занимаемой органами власти по отношению к благотворительным организациям, несколько отличаются от оценок позиции благотворительных организаций столицы, занимаемой по отношению к властям. Если в первом случае превалировали нейтральные оценки ("не помогают, но и не мешают"), то во втором – нейтральные и позитивные оценки уравновешены. То есть руководители благотворительных организаций отношение благотворительного сектора к органам власти оценивают в целом выше, чем отношение властей к благотворительному сектору.

Мнение о позитивном отношении НКО к органам власти разделяют более трети участников опроса, примерно такое же количество опрошенных отмечают, что НКОне сотрудничают, но и не конфликтуют с властью. Необходимо отметить, что около трети опрошенных в целом затрудняются определить, какую позицию занимают НКО по отношению к органам власти. Оценки респондентов также сильно зависят от типа и уровня властных структур (см. диаграмму 6.2-3). Респонденты чаще отмечают (45%), что благотворительные НКО активно помогают и сотрудничают с правительством Москвы и Мосгордумой. Отношения НКО с федеральными и муниципальными органами власти как позитивные характеризуют 31 и 30% респондентов соответственно.

Анализ оценок уровня удовлетворенности руководителей столичных благотворительных организаций взаимодействием с органами власти показал, что они весьма неоднозначны (см. диаграмму 6.2-4).

Доминирующая оценка взаимодействия НКО и органов власти отсутствует: данные исследования не свидетельствуют о преобладании негативных моментов во взаимоотношениях сторон, но и сугубо позитивными их тоже не назовешь. Судя по полученным результатам, взаимоотношения между благотворительными организациями и властными органами являются проблемными (и эти вопросы решаются с переменным успехом), что подтверждается результатами некоторых других исследований.

Сравнительно более высокий уровень удовлетворенности руководителей московских благотворительных организаций зафиксирован во взаимоотношениях с органами власти регионального уровня – правительством Москвы и Мосгордумой; позитивные оценки несколько превалируют над негативными. Возможно, это свидетельствует о том, что московские власти прилагают определенные усилия для налаживания взаимодействия с благотворительными организациями, работающими в городе, хотя говорить, что стороны преуспели в выстраивании эффективных взаимоотношений, пока рано.

Имеющиеся у авторов исследования данные позволяют сравнить полученные результаты с данными другого исследования, проведенного осенью 2007 года. Аналогичный вопрос – об удовлетворенности взаимодействием с органами власти – задавался руководителям НКО Москвы (в выборку включались разные НКО, а не только благотворительной направленности) (см. диаграмму 6.2-5). Как видно, результаты обоих исследований схожи, оценки руководителей и НКО в целом, и благотворительных организаций неоднозначны, и специфика в оценке взаимодействия с властью со стороны руководителей благотворительных организаций столицы фактически отсутствует. Можно лишь отметить несколько более высокую долю позитивных оценок взаимодействия с правительством Москвы и Мосгордумой со стороны благотворительных организаций; возможно, в этом отражается и более пристальное внимание, которое власти столицы уделяют представителям благотворительного сектора.

Отношение благотворительных организаций Москвы к финансовой и организационно-правовой поддержке со стороны государства

Одними из важных факторов развития благотворительных организаций являются экономическая стабильность, финансовая состоятельность и устойчивость. Понятно, что благотворительные некоммерческие организации, особенно на первоначальном этапе своей деятельности, остро нуждаются в ресурсах (финансовых, человеческих, организационных, информационных и др.) и всевозможных льготах (налоговых, по оплате помещений, коммунальных услуг), соответственно, заинтересованы в финансовой помощи со стороны государства.

В разделе 3.2 об источниках доходов благотворительных организаций было показано, что поступления из бюджетных источников (федерального, регионального и местного уровней) не являются главными по объему в общей структуре доходов благотворительных организаций столицы.

Тем не менее, данные проведенного исследования показали, что проблема финансирования и материальной поддержки со стороны государства остается весьма актуальной для благотворительных НКО. Абсолютное большинство опрошенных (82%) высказались за то, что государству необходимо увеличить финансовую поддержку благотворительных организаций. Только 4% респондентов ответили, что размеры государственного финансирования НКО следует оставить на прежнем уровне, еще 4% опрошенных считают, что размеры государственного финансирования следует сократить (см. диаграмму 6.3-1).

Заметим, что позиция руководителей благотворительных организаций Москвы относительно финансовой поддержки со стороны государства не является специфической в сравнении с мнениями других представителей НКО-сектора столицы. По данным уже цитировавшегося выше опроса руководителей НКО Москвы (исследование группы ЦИРКОН 2007 года), 86% из них ратуют за увеличение финансовой поддержки НКО со стороны государства.

Добавим, что в исследовании группы ЦИРКОН "Власть и благотворительные организации в российских регионах: проблемы взаимодействия", проведенном в январефеврале 2007 года по заказу Комиссии ОП РФ по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства в девяти регионах страны, было выяснено, что мнения властей и руководителей благотворительных организаций относительно увеличения финансовой поддержки благотворительного сектора со стороны государства не совсем совпадают. По мнению властей, они делают достаточно много для нормального функционирования благотворительных организаций; благотворительные же организации заявляли, что власти недостаточно полно их ресурсно поддерживают. Очевидно, это разногласие является одной из причин неудовлетворенности благотворительных организаций взаимодействием с органами власти.

Актуальной для благотворительных организаций является и проблема организационно-правового взаимодействия с органами власти. По мнению более чем половины опрошенных (52%), процедура оформления и сдачи отчетной документации в контролирующие органы на сегодняшний день излишне бюрократизирована. Факт затруднений при подготовке и сдаче отчетной документации отметили 26% опрошенных, столько же участников опроса считают, что процедура отчетности отнимает слишком много времени и требует значительных трудозатрат (см. диаграмму 6.3-2). Среди участников опроса, критически оценивающих существующую систему оформления и отчетности, повышен процент представителей организаций, основанных ранее 2000 года, и наиболее крупных по размеру. Лишь у трети участников опроса процедура оформления и сдачи отчетных документов практически не вызываетзатруднений. Среди этой группы респондентов преобладают представители НКО с небольшим числом сотрудников (из чего можно допустить, что отчетность для крупных организаций действительно представляет большие трудности, чем для небольших НКО).

Исследовательская группа ЦИРКОН провела также опрос экспертов, целью которого было получение оценок текущего состояния институциализированной благотворительности в Москве, в том числе вклада благотворительных НКО в решение социальных и культурных проблем столицы, соблюдения ими законодательства и степени прозрачности их деятельности.

Общее количество экспертов составило девять человек: три респондента – представители органов власти г. Москвы, шесть респондентов – представители НКО-сектора.

  ФИО Должность Название организации
1 Казакова Ирина Ивановна Начальник отдела по организационно-техническому обеспечению деятельности общественного Благотворительного совета города Москвы Комитет общественных связей города Москвы
2 Иванов Виктор Павлович Председатель комиссии по развитию физкультуры, спорта и делам молодежи Московская городская Дума
3 Суслова Марина Никоновна Руководитель сектора по работе с репрессированными и делам инвалидов Комитет общественных связей города Москвы
4 Белокрыльцева Анна Витальевна Главный редактор АНО "Студио-Диалог"
5 Толмасова Алла Константиновна Юрист Фонд "Школа НКО"
6 Булгакова Лариса Михайловна Руководитель центра Информационный центр "Благотворительность в России"
7 Милославская Дарья Игоревна Директор Филиал Международного центра некоммерческого права в РФ
8 Соколов Игорь Давыдович Председатель Межрегиональный благотворительный фонд помощи заколюченным

ЦИФРА

Только 24% граждан России, опрошенных в 2008 году, по данным Высшей школы экономики и Фонда общественного мнения, знают о благотворительных инициативах, акциях по сбору денег и вещей для нуждающихся

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Елена Гладкова, руководитель Московского городского ресурсного центра гражданского общества:

- Достаточно сказать, что из бюджета Москвы в 2008 году на поддержку социально значимых проектов НКО выделено 2 млрд. рублей. Из бюджетов префектур города – еще около 200 млн. рублей.

Московские власти готовы и впредь помогать, откликаясь на общественный запрос. Но чтобы голос общественности был услышан, нужны не обращения по принципу "глас вопиющего в пустыне", а умение правильно формулировать общественный запрос конкретному адресату и добиваться нужной реакции. Но здесь речь уже о зрелости собственно самого гражданского общества, самих представителей общественных институтов. В полной мере это касается и тех оценок, которые общественные советы дают тем или иным действиям или проектам властных структур. Прежде чем выступить, например, за или против того или иного проекта или решения, нужно к этому подготовиться. В общем, все зависит от уровня подготовки предложений, обоснований, степени проработанности предлагаемых проектов документов. По любому вопросу – хоть по налоговым льготам, хоть по системе награждения за большой вклад в благотворительность. Иными словами, не надо считать, что все зависит лишь от близости к административному ресурсу. Институты гражданского общества должны действовать самостоятельно – и не наскоком, а на основе тщательной проработки предложений. Только так они могут стать объектами взаимодействия, а не придатком к власти. И это справедливо как для Москвы, так и, полагаю, для страны в целом.

Статьи рубрики "Территория благотворительности"

Все статьи номера

Оставить комментарий
В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.
 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...