События, решения
Главная страница :: Статьи номера :: Информирование общества о деятельности благотворительных организаций

Информирование общества о деятельности благотворительных организаций

ЦИРКОН

Более половины столичных благотворительных организаций (61%) имеют собственные постоянно обновляемые интернет сайты, 26% распространяют информацию через каталоги и сайты других НКО. Половина организаций, по словам их руководителей, публикуют о себе информационные буклеты, 44% информируют общественность и профессиональное сообщество путем публикаций в СМИ и профессиональных изданиях. А вот практика публикации годовых отчетов, широко распространенная за рубежом, в Москве применяется не так часто: о том, что публикуют и распространяют годовые отчеты, сообщили менее трети (29%) руководителей благотворительных организаций. А 6% участников заявили, что не публикуют о себе (своей организации) вообще никакой информации.

Полученные данные обозначают достаточно значимое различие в показателях информационной активности разных благотворительных организаций. Более крупные и относительно недавно созданные, имеющие, по всей вероятности, и большие финансовые возможности, в среднем чаще используют для профессиональной коммуникации новые информационные технологии и СМИ, чем небольшие слабые и "старые" организации.

Многие благотворительные организации стремятся к организации к приведению своей деятельности в соответствии с международными стандартами. Одним из критериев соответствия этим стандартам является публикация годовых отчетов. При том, что, как мы уже показали, практика публикации годовых отчетов сегодня не так широко распространена, подавляющее большинство респондентов, принявших участие в исследовании, положительно относятся к распространению такой практики. Лишь 7% руководителей столичных благотворительных организаций считают, что распространение этой практики не будет полезным для развития, и еще 9% затруднились с ответом на этот вопрос (см. табл. 4-3).

С точки зрения готовности к следованию международным стандартам, по крайней мере, в части отношения к публикации в открытой печати годовых отчетов, представители столичного благотворительного сектора являются "продвинутыми" в сравнении со своими коллегами в других регионах страны.

Мнение эксперта

Владимир Якимец, доктор социологических наук, профессор МФТИ:
- Если говорить о неком органе, который бы помогал благотворительным организациям в общении, решении общих вопросов, координации усилий, то такая "переговорная площадка" уже есть – это Общественная палата, ее комитеты, и ниже – региональные комиссии. Туда стекается информация, там сидят специалисты. И первое, что надо – это поощрять создание межсекторных механизмов "власть-бизнес-НКО". Второе – придумать инструмент оценки качества межсекторных взаимоотношений. Третье – обеспечить системное обучение. Все вместе взятое и приведет к созданию единой отлаженной системы, одним из ключевых звеньев которой и должна стать Общественная палата.

Мария Черток, директор благотворительного фонда "CAF Россия":
- Сила "третьего сектора" в его разнообразии. Да, он мог бы быть более консолидирован. Сейчас консолидированы лишь отдельные его сегменты. Экологи, правозащитники дружнее других работают вместе. Донорские фонды хорошо взаимодействуют. А социальные организации в большинстве случаев сами по себе.
Не монолит, в общем.

Светлана Рубашкина, советник комиссии Общественной палаты РФ по развитию и совершенствованию законодательства о НКО, Благотворительный фонд В. Потанина:
- Единый общественный орган благотворительному сообществу, я считаю, не нужен. Это – не партия. Ценность сообщества в его многообразии.

Ирина Мягкая, директор благотворительного фонда компании "Евросеть":
- У каждого корпоративного фонда свои направления деятельности, свои интересы. Потребность в едином органе совершенно не очевидна.

Андрей Матвеев, исполнительный директор благотворительного фонда "Система":
- Наша компания уже давно не рассматривает благотворительность ограниченно, как некое "купеческое меценатство". Для нас благотворительность – важный элемент стратегии социальных инвестиций, в осуществлении которых мы руководствуемся комплексной программой. Причем я бы не сказал, что мы одиноки в своей позиции – благотворительная деятельность ведется в стране достаточно широко, хотя все сделать силами одних только благотворительных организацийневозможно.
Для чего нужен такой орган? Чтобы лоббировать? Тогда – что и где? Налоговое законодательство уже скорректировано с учетом интересов благотворителей. Чтобы содействовать бизнесу в получении возможностей для инвестирования в социальные проекты? Так никто и не запрещает, наоборот, это только приветствуется. Чтобы помогать улаживать формальные вопросы и вести дела? Этим успешно занимаются сами корпоративные фонды.
Может быть, для того, чтобы собирать и анализировать информацию, осуществлять мониторинг благотворительной сферы, вырабатывать новые направления, сотрудничать с исследовательскими организациями, в том числе международными? К нам неоднократно обращались различные исследовательские центры из Великобритании, США, и когда мы им рассказывали, чем занимается наш благотворительный фонд, они диву давались, что все это в современной России есть и поставлено на комплексную основу в рамках программ корпоративной социальной ответственности. Однако этим может заниматься и независимая организация, не обязательно организовывать некую специальную "благотворительную надстройку".
У любой надстройки должны быть определенные цели и задачи. Наш фонд свою цель видит, мы знаем, с помощью каких средств и в каких направлениях можно решать те или иные задачи. Если будет создаваться какая-то надстройка и нас пригласят к участию, то, разумеется, мы будем исходить из того, насколько это для нас полезно, и из прогноза жизнеспособности этой организации в принципе. Просто создать какой-то орган, а потом придумывать, какие функции ему придать, было бы неправильно. Конечно, такая организация имеет право на существование, и не исключено, что у нее могут быть перспективы. Но говорить с ходу, что это хорошо или плохо, я бы не стал.

Комментарий МБГ

Понимание того, что коммуникабельность благотворительной организации – обязательный инструмент ее профессионального успеха, есть у большинства респондентов. Каналы связи, помогающие заявить о себе и в кругу коллег, и за его пределами, разнообразны. Благотворители – люди образованные и, конечно, предпочтение отдают интернету. Цифра 61% впечатляет. По грубым прикидкам, в сети действует как минимум около 200 сайтов благотворительной направленности, имеющих столичную прописку. Но, конечно, интернет используется отнюдь не для внутрицехового общения. Это прежде всего выход на массовую аудиторию в целях раскрутки своего бренда, привлечения средств на программы. Он же решает и задачу прозрачности, предоставляя возможность публикации самой широкой информации, на какую только решится сам фонд.

Продвинутость именно столичного благотворительного сектора в отношении следования международным стандартам объясняется и более активными контактами с иностранными НКО, работающими в столице, и, в частности, стремлением иметь выход на зарубежные гранты, что предусматривает и соответствие мировым стандартам отчетности, функционирования НКО в целом.

Прогресс в этой области очевиден. Если еще в прошлом году почти треть благотворителей, по данным Высшей школы экономики, не видели необходимости переносить опыт иностранной открытости НКО на российскую почву, то сегодня таких "консерваторов" около 16%.

Но взгляды – одно дело, а практика – другое. Если перед фискальными службами организация предстает, что называется, в своем первородном состоянии, ничего не утаивая, то аналогичную прозрачность в интернете или на страницах СМИ сегодня демонстрируют немногие. Особенно сдерживаются корпоративные фонды, ограничиваясь, как правило, поверхностным перечислением пожертвований и адресов, по которым оказана помощь. Вряд ли стоит объяснять это каким-то злым умыслом. Скорее всего, прозрачность отчетности в финансовых делах просто соответствует реалиям российской экономики, когда излишняя демократичность оборачивается убытками в бизнесе.

Только 24% граждан России,

опрошенных в 2008 году, по данным Высшей школы экономики и Фонда общественного мнения, знают о благотворительных инициативах, акциях по сбору денег и вещей для нуждающихся.

Статьи рубрики "Территория благотворительности"

Все статьи номера

Оставить комментарий
В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.
 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...