События, решения

Снимем угол…

В июле 2008 года вступил в силу федеральный закон № 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты РФ". В частности, он устанавливает, что "заключение договоров аренды… в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров…"

Положение о конкурсе вызвало обеспокоенность некоммерческих организаций, особенно благотворительных. Никаких особых условий для них в законе не предусмотрено. Между тем, благотворительную деятельность НКО ведут за счет пожертвований. Конкурируя с коммерсантами при аренде помещений, НКО придется большую, чем ранее, часть средств направлять на обеспечение своей деятельности, а не на помощь нуждающимся.

С просьбой прокомментировать ситуацию "Московская благотворительная газета" обратилась к исполнительному директору столичного Дома общественных организаций Ирине КОРОЛЕВОЙ.

Надо признать, что вопрос аренды помещений в Москве и раньше был для НКО достаточно болезненным. Например, в столице не так давно прошло перераспределение ответственности за площади. В прошлом году, в частности, районные управы передавали помещения муниципалитетам и уже те заключали новые договора на их аренду. В результате даже организации, которые давно использовали эти помещения, в том числе по льготным расценкам, были вынуждены перезаключать договора на год. Но если на первых порах муниципалитеты учитывали длительность пребывания НКО в этих помещениях, то за прошедшее время они прикинули, какие НКО им нужны, какие нет, какие помещения можно высвободить для других организаций, в том числе коммерческих. И определили "кандидатов на выбывание"…

Например, Зеленоградскому отделению Московской городской общественной организации Всероссийского общества инвалидов не предоставили помещения после сноса дома, несмотря на то, что договор на помещение был заключен до 31 августа, а дом снесли в 1 квартале. Это уже прямое нарушение законодательства. Руководство НКО обратилось в филиал Московского Дома общественных организаций с просьбой помочь в этой ситуации.

Мы, конечно, и сами постараемся помочь, и будем обращаться в Комитет общественных связей города Москвы, в ведение которого Мосгоримущество передало реестр помещений, занимаемый НКО по льготным ценам, и который может на более высоком уровне разобраться с ситуацией.

Дом общественных организаций располагает базой данных по общественным организациям Москвы. Мы внимательно отслеживаем эти организации и можем в 90-95% случаев точно оценить дееспособность, законопослушность той или иной НКО, то, насколько продуктивно она работает.

Но, к сожалению, на местах – в муниципалитетах, в районах подчас принимают решения без учета мнения тех, кто хорошо знает общественный сектор города. Надеемся, что созданный недавно Общественный совет города Москвы займется вопросом о льготах общественным организациям, тем, как их выделить из общего списка претендентов на помещения. Ведь НКО подчас проводят такую социально значимую работу, которую не могут провести ни муниципалитеты, ни, тем более, коммерческие организации. Для того, чтобы гражданское общество развивалось стабильно, НКО нужна поддержка городских структур.

Полагаю, что НКО действительно будет трудно на равных конкурировать с коммерсантами, которые в состоянии на конкурсе представить более привлекательные для собственника помещения условия аренды. Конечно, многие могли бы заработать нужные средства – закон разрешает НКО вести коммерческую деятельность с направлением доходов на решение уставных задач. Но это тоже не одобряется чиновниками.

Обнадеживает то, что Москва всегда умела организовать выполнение федеральных законов с учетом местных условий и приоритетов. Думаю, что и в этой ситуации будет найдено решение, учитывающее важность деятельности НКО для столицы.

Практика показывает, что продуманные инициативы общественности всегда получают поддержку столичных и федеральных властей. Общественному совету, Благотворительному совету города Москвы, объединившим в своих рядах цвет общественного сектора столицы, по плечу вызвать к жизни такие инициативы. И подготовить предложения, которые можно поставить перед правительством Москвы, Мосгордумой, Федеральным Собранием РФ, Общественной палатой.

Статьи рубрики "Территория благотворительности"

Все статьи номера

 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...