События, решения

Исследования

Клинические исследования находятся в законодательном тупике Председатель Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ Владимир Слепак поддержал инициативу главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева об отмене обязательного проведения клинических исследований в России для импортных лекарств. Инициатива федеральных органов власти была поддержана гражданским обществом.
Центр Новая методика оценки прозрачности НКО, получающих поддержку из государственного бюджета, учитывает больше нюансов и вводит дополнительные критерии соответствия некоммерческих организаций стандартам прозрачности. Методология заключается в попытке математически описать информацию, опубликованную на сайтах организаций – сведения об их работе, сотрудниках, проектах и финансировании.
Реальный уровень расходов российских банков на благотворительность снизился CAF Россия проанализировал расходы на благотворительность 50 крупнейших российских банков за 2015 год. Несмотря на зафиксированный в отчетах банков за 2015 год рост отчислений на благотворительность, в реальном выражении по сравнению с 2014 годом их объем снизился. Прозрачность, присущая ранее банковскому сектору в публичной отчетности, снижается, констатируют эксперты.
Форум Доноров представил новый выпуск проекта "Барометр кризиса" — проект Некоммерческого партнерства грантодающих организаций "Форум Доноров", который проходит при поддержке Ассоциации Менеджеров. Проект, который теперь выходит раз в три месяца, направлен на мониторинг развития корпоративной благотворительности в России в актуальной экономической ситуации.
19.02.2016 |
О людях с инвалидностью говорят и пишут все чаще и чаще, но в общественном сознании и в журналистских текстах до сих пор есть место стереотипам. Почему это происходит и как на это влияет лексика, которую используют в СМИ и повседневной жизни, обсуждали эксперты некоммерческого сектора, журналисты и лингвисты в ходе дискуссии, организованной Агентством социальной информации и Региональной общественной организацией людей с инвалидностью "Перспектива".
Фонд Исследователи считают, что одним из действенных способов участия граждан в общественном контроле может стать интернет-голосование по вопросу коррумпированности кого-либо из участников контрактной системы.
Россия заняла восьмое место в мире по объему частных пожертвований в благотворительные организации по отношению к размеру ВВП. Такие данные приводит британский фонд CAF, который провел сравнительное международное исследование взаимосвязи объемов частных благотворительных пожертвований с размером ВВП (валовым внутренним продуктом), уровнем налогообложения и распространенности различных форм участия в благотворительности.
В статье подводятся итоги сравнительного анализа репрезентации структур российского гражданского общества в российских печатных и электронных СМИ в 2014-2015 гг. Исследование базируется на методике дискурс- и контент-анализа. Предметом анализа выступают лексические единицы, формирующие языковые образы гражданского общества, ключевые характеристики его репрезентации и субъектность, а также тематическая и дискурсивная рамки репрезентации гражданского общества.

10 лет частной благотворительности в России
2 марта в гостинице "Мариотт Гранд Отель" прошла ежегодная – уже пятая по счету – конференция, посвященная проблемам благотворительности: "10 лет частной благотворительности в России: взгляд в прошлое и будущее". Конференция организована газетой "Ведомости". Стратегическим партнером конференции стал Благотворительный фонд В. Потанина, создание которого 10 лет назад знаменовало собой, по мнению многих экспертов, зарождение крупных частных фондов, ускоренную профессионализацию благотворительного сообщества.
В ходе пленарных заседаний на конференции был проанализирован десятилетний путь развития частной благотворительности в России, была сделана небезуспешная попытка определить ее роль и место в российской большой, общей благотворительности, заглянуть в будущее.
Редакция МБГ решила рассказать о состоявшемся разговоре близко к оригиналу, не прибегая к "переводу" на язык оценок и комментариев. Только прямая речь и такие же прямые цифры.

Без выхода на публику
"Московская благотворительная газета" завершила публикацию материалов исследования состояния московской благотворительности, проведенного Исследовательской группой ЦИРКОН по заказу Благотворительного совета города Москвы и Союза благотворительных организаций России. Оно, разумеется, не дает полного представления о "благотворительной" ситуации в столице, а тем более в России. Такое представление может сложиться лишь в результате множества подобных исследований.

Налог на доброту
Мой немецкий друг Марк – владелец небольшого предприятия по пошиву одежды. В конце года, когда проходит пора рождественских распродаж, в его офис приходят представители различных благотворительных фондов и сообществ, чтобы забрать неликвидные товары и раздать их нуждающимся.

К сожалению, материалы исследования пока не позволяют говорить о том, что проводимая в стране и, в частности, в Москве кампания по пропаганде социальной ответственности бизнеса дала нужный результат.

На диаграмме 10 представлены данные, характеризующие уровень инициативы представителей коммерческих структур в благотворительной деятельности. Согласно результатам опроса, главным инициатором является высшее руководство предприятий и компаний.

Товар сопутствующего спроса
С точки зрения типологии благотворительной деятельности можно назвать три основных типа благотворительности: альтруистская благотворительность, благотворительность как гражданская ответственность и патерналистская благотворительность. Интересно: а какой тип выберет российский бизнес в условиях нагрянувшего в Россию финансово-экономического кризиса?

Результаты опроса дают весьма обнадеживающую картину: 20% предприятий предпочитают программный способ благотворительной деятельности. Причем в их число входят не только те, что представляют крупный и средний бизнес, но и малые предприятия. Между тем до недавних пор благотворительная деятельность для большинства предприятий малого бизнеса была не характерна. Если она и присутствовала, то носила, как правило, случайный характер и сводилась к разовому оказанию помощи людям, бедственное положение которых особо "зацепило" руководителя такого предприятия.

Слезам в виртуале Москва не верит
В России, по подсчетам специалистов, уже более 20 млн. пользователей Интернета. И, как показывают различные исследования, в целом информации, размещенной в виртуальном пространстве, люди доверяют. Но в любом правиле бывают исключения. И какая-то часть информационного интернет-потока, что естественно, является либо некачественной, либо и вовсе лживой. По мнению большинства участников исследования, просьбы о благотворительной помощи как раз входят именно в эту часть.

И все же, как представляется, дело не только в каналах распространения информации, но и в ее содержании. Судя по материалам исследования – и это подтверждают независимые эксперты, – некоторые каналы вызывают недоверие прежде всего потому, что информация (как правило, фотография, краткий рассказ о нуждающемся и расчетный счет для перечисления средств) не дает полного представления о тех, кто просит о помощи, что за благотворительная организация ведет сбор денег, какими документами подтверждены потребности нуждающегося в помощи. Есть также дефицит информации о результатах предыдущих акций, проведенных источником, разместившим информацию: кому помогли ранее, что стало с объектом благотворительности и т.п. По мнению экспертов, наличие такой информации могло бы существенно повысить доверие к ее источникам.

Врамках опроса москвичам был задан вопрос о том, влияет ли на их выбор при приобретении товара или услуги тот факт, что компания, производящая (реализующая) товары или услуги, занимается благотворительной деятельностью.

Социологические опросы показывают, что те граждане, которые, по их словам, имеют опыт участия в благотворительной деятельности, значительно чаще реализовывали его в индивидуальном порядке или в составе неформальных групп, чем через посредничество официальных некоммерческих организаций.

Нужны ли России национальные благотворительные проекты?

Московская благотворительная газета завершает публикацию материалов исследования состояния московской благотворительности. Тема — "Благотворительность и благотворительные организации глазами москвичей". Кроме того, вниманию читателей предлагаются материалы социологического исследования "Общество и благотворительность", проведенного научно-исследовательской лабораторией "Социальные проблемы современного общества" Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (НИЛ МГУ).

Грант бьет предприимчивость,
Представляем результаты исследования состояния московской благотворительности, проведенного по заказу Благсовета Москвы и СБОРа. Социологи, попытавшиеся расширить своим исследованием рамки наших представлений о "третьем секторе" столицы, столкнулись с явным информационным дефицитом. И все же картина, которая возникает из данных, полученных ЦИРКОНом, достаточно оптимистична. Благотворительная деятельность в Москве разнообразна по форме и содержанию, очевиден ее рост.

Авторы исследования пришли к выводу, что статистический учет деятельности "третьего сектора" (и благотворительных НКО как его части) в Москве (как, впрочем, и во всей России) далеко не совершенен. Так, например, информация о зарегистрированных НКО, которой располагают разные официальные органы (например, Регистрационная палата и органы государственной статистики) различается. Кроме того, совершенно очевидно, что далеко не все зарегистрированные некоммерческие организации являются реально действующими, какой-либо официальный мониторинг по этому направлению не ведется, и информации о реально действующих организациях нет.

Известен стереотип, что благотворительная деятельность — удел в первую очередь женщин. Анализ полученных в ходе опроса данных этот тезис подтверждает, хотя и с оговорками. Среди опрошенных руководителей благотворительных НКО столицы женщины составили 64%, тем не менее каждый третий руководитель благотворительной организации — мужчина.

Как показали результаты исследования, кадровая проблема начинает негативно сказываться на деятельности благотворительных организаций: 24% респондентов указали нехватку квалифицированных специалистов в качестве одной из важных проблем, препятствующих эффективному развитию благотворительного сектора. Заметно реже назывались такие факторы, как недостаток информации (14%) и недостаточная поддержка со стороны населения (12%).

Самоорганизация благотворительного сообщества
"...уровень информированности не является высоким. О том, что хорошо осведомлены о деятельности своих московских коллег, заявили лишь около четверти руководителей благотворительных организаций"

Более половины столичных благотворительных организаций (61%) имеют собственные постоянно обновляемые интернет сайты, 26% распространяют информацию через каталоги и сайты других НКО. Половина организаций, по словам их руководителей, публикуют о себе информационные буклеты, 44% информируют общественность и профессиональное сообщество путем публикаций в СМИ и профессиональных изданиях. А вот практика публикации годовых отчетов, широко распространенная за рубежом, в Москве применяется не так часто: о том, что публикуют и распространяют годовые отчеты, сообщили менее трети (29%) руководителей благотворительных организаций. А 6% участников заявили, что не публикуют о себе (своей организации) вообще никакой информации.

Для организаций некоммерческого сектора, находящегося пока в стадии становления, проблема ресурсного обеспечения является весьма актуальной. Одной из задач настоящего исследования было выявление некоторых экономических показателей деятельности благотворительных организаций Москвы, которые являются важным индикатором их текущего состояния.

Анализ того, как руководители московских благотворительных организаций оценивают изменение доли поступлений из разных источников за последние семь-восемь лет, показал, что респонденты заметно чаще отмечали увеличение, чем уменьшение доли поступлений от четырех источников: пожертвования частных лиц, поступления от российских коммерческих компаний, поступления из бюджета Правительства Москвы и из федерального бюджета. Таким образом, можно говорить о росте за последние годы вклада в финансовую поддержку благотворительных организаций российского бизнеса и власти.

Мал да удал
Экономическим фоном проведенного исследования стал финансово-экономический кризис. Как он отразился на деятельности благотворительных организаций сегодня, рассказывает корреспондент МБГ Наталья ПУРТОВА.

О своей осведомленности ("знаю", "слышал") заявили две трети участников опроса (66%) (см. диаграмму 6.4-1). Правда, лишь четверть информированных респондентов заявили, что "знают" о разработке данной концепции, еще 40% опрошенных выбрали альтернативу "что-то слышали". Как показывает исследовательский опыт, реальная информированность может быть ниже декларируемой (не все респонденты признаются в ходе опроса, что они чего-то не знают).

В российских условиях характер взаимодействия организаций благотворительной направленности с органами власти является одним из важных условий их эффективной деятельности. Не являясь коммерческими структурами, благотворительные организации, особенно на первоначальном этапе своей деятельности, остро нуждаются в ресурсах (финансовых, человеческих, организационных, информационных и т.п.) и всевозможных льготах (налоговых, по оплате помещений, коммунальных услуг). В этой связи вопросы хорошего отношения с представителями власти, доверие, взаимопонимание и партнерство становятся для них приоритетными.

На сегодняшний день государство и благотворительные организации являются в определенном смысле конкурентами на поле благотворительной деятельности. Деятельность государства, связанная с социальной защитой населения, воспринимается обществом как благотворительная. В сознании большинства населения нет четкой границы между деятельностью государства по поддержке социально уязвимых категорий граждан и деятельностью НКО. При этом и некоторые представители власти называют деятельность государственных органов по социальной защите населения благотворительной деятельностью.

 
Проект реализуется при поддержке Благотворительного совета г. Москвы

Загрузка...